5 мая Дональд Трамп переговорил с Реджепом Эрдоганом и попросил турецкого президента стать посредником в урегулировании российско-украинского конфликта. После чего в соцсети Truth Social написал следующее:
Я с нетерпением жду возможности поработать с президентом Эрдоганом над тем, чтобы положить конец нелепой, но смертоносной войне между Россией и Украиной – прямо сейчас!
Ранее и сам Трамп, и вице-президент Джей Ди Вэнс заявляли, что если в ближайшее время не случится подвижек в урегулировании, то США перестанут выполнять функцию посредника.
Однако если такое решение в Вашингтоне будет принято, то необходимо обеспечить красивый выход. Таким выходом может стать перекладывание посреднических функций на третью сторону (Турция?) и начало прямых переговоров между Россией и Украиной.
7–10 мая киевский режим и ряд европейских стран готовили свой ответ, понимая, что США рассматривают кратное сокращение степени участия в конфликте. В результате решили выдвинуть России ультиматум о 30-дневном прекращении огня. Если Москва не согласится – очередные санкции. То, что в качестве "наказания" не придумали ничего лучше, чем уже давно никому не интересные рестрикции, говорит о спешке подготовки своего хода.
В ночь с 10 на 11 мая Владимир Путин ожидаемо отверг ультиматум, при этом заявив о готовности к прямым двусторонним переговорам в Турции. Между разговором Трампа с Эрдоганом и заявлением Путина прошло пять дней. С высокой долей вероятности за это время были согласованы детали перехода посредничества к Турции. Это объясняет и подготовленный второпях ультиматум о 30-дневном перемирии.
Накануне Дональд Трамп вопреки намеренным сливам в СМИ о поддержке США позиции киевского квартета заявил, что Зеленский должен незамедлительно принять предложение Путина:
Президент России Путин не хочет заключать соглашение о прекращении огня с Украиной, вместо этого он хочет провести встречу в четверг в Турции, чтобы обсудить возможное прекращение кровопролития. Украина должна согласиться на это немедленно.
Зеленский в свойственной ему манере начал разводить клоунаду, написав, что будет ждать Путина лично. Над этим, конечно, все посмеются.
Утверждать нельзя, но все вышеописанное явно походит на разыгрываемую партию по сокращению участия США в конфликте. Для приличия к очередному пакету санкций Вашингтон, думаю, присоединится. Продолжит делиться с ВСУ разведывательной информацией, а Starlink никто отключать не будет. Поставки вооружений если и будут осуществляться, то за прибыль от продажи ресурсов по минеральной сделке и на деньги европейцев. Но объемы этой самой поддержки серьезно сократятся. Меньше американского оружия – меньше наших потерь и больше потерь противника.
Если так – это будет означать важнейшую победу нашей дипломатии.
Константин Двинский