Власть возмущена нарушениями в финансово-бюджетной сфере. Счетная палата в 2011 году провела 370 контрольных и 131 экспертно-аналитических мероприятий, охватив 1150 объектов в 83 субъектах Российской Федерации. В результате были выявлены нарушения на общую сумму более 718 миллиардов рублей.
Особенно много нарушений обнаружено в жилищно-коммунальном комплексе, куда, кстати, выделяются огромные финансовые средства. Ежегодный оборот в этой отрасли составляет порядка трех триллионов рублей.
Часть этих средств оседает в карманах чиновников, которых можно условно разделить на две категории: первая – это обычные аферисты самых разных уровней, не чурающихся никакими средствами, чтобы запустить свои руки туда, где находятся деньги. Вторая группа – это в основном руководители больших и малых предприятий и организаций и чиновники госучреждений, обманывающие граждан, козыряя своим должностным положением. Мошенники, как правило, действуют с размахом, похищая как десятки и сотни тысяч, так и миллионы рублей. Это, видимо, и заставляет руководство страны ужесточать законодательство о взяточничестве и экономических преступлениях.
В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев дополнил Уголовный кодекс новой статьей, которая дает возможность тому, кого поймали в первый раз за руку в тех или иных махинациях, возмещать ущерб. Причем, в весьма ощутимом размере – в пять раз больше нанесенного ущерба. Мера пресечения на время следствия, как правило, домашний арест. Власть, как видим, пошла навстречу людям, неравнодушным к народному добру и средствам, которые, по их мнению, «плохо» лежат, и решила не посылать их сразу «на нары», а дать время хорошенько подумать над своим поведением.
Если полистать местные газеты, материалов о взяточничестве и казнокрадстве хватает. Но ни в одном из опубликованных материалах вы не увидите имена крупных бизнесменов, частных предпринимателей. Так себе – мелкие сошки, вроде проворовавшегося начальника ЖЭКа, ТСЖ, руководителя небольшого учреждения или предприятия, заведующего магазином. У нас что, нет вороватых чиновников и бизнесменов? Да есть, но они редко попадают на правоохранительную удочку, потому что «отмазываются»: кто деньги, кто потому, что ему покровительствует кто-то во властных структурах. И если вдруг крупный коррупционер все же окажется «под прицелом», ему теперь просто нечего бояться тюрьмы. Денег у него, как говорится, куры не клюют, и заплатить ему миллион-другой административного штрафа – проще простого. К тому же, нужные люди в тех или иных органах сделают так, чтобы «хороший» человек оказался не в очень большом накладе. Как известно, рука руку моет…
Хочется верить, что новшества в уголовном законодательстве относительно казнокрадов, коррупционеров, взяточников, мошенников и аферистов разных мастей позволит не гнать их всех по этапу с «широко закрытыми глазами», а действительно заставить их вернуть то, что им не принадлежит в справедливо-пятикратном размере. Но проблема в том, что чиновники в нашей стране и все вышеперечисленные нечистые на руку граждане никак не могут определиться, как им жить дальше: по закону или по понятиям. Потому что отсутствует в нашем обществе подобный негласный договор: и в политике, и в бизнесе, и в криминале, как завещал нам еще в детстве кот Леопольд, жить дружно: не нарушать гражданские права друг друга, не залезать, даже если очень хочется и, вроде бы, «без палева» в чужой карман. В том числе и в государственную казну. Получается, что мы живем и не по закону и не по понятиям, а живем, если можно так выразиться, по ситуации. А ситуация в общем-то такая: выгоден закон – чиновник взывает к закону, а когда выгодно жить по понятиям – он живет по понятиям. Получается, что чиновник всегда в выигрыше, а все другие – в проигрыше. Это и ведет к коррупции, воровству, мздоимству.
Смягчение законов – дело хорошее. Вопрос в другом: как добиться соблюдения этих законов, а в первую очередь основного постулата о том, что перед законом все равны. В нашей стране это в общем-то не выполнимая задача. Во всяком случае, на современном этапе.
А пока криминальное законодательство усовершенствуется, коррупция в стране останется на прежнем уровне. Особенно это видно в Южном Федеральном Округе, куда, как известно, входит и астраханская область. Официальные органы даже подсчитали среднюю сумму взятки. По данным главного управления МВД России по ЮФО она раньше составляла примерно 215 тысяч рублей, теперь подскочила до 300 тысяч. Больше всего мздоимство распространено в государственных органах. И, как показывает практика, больше всего преступлений в области земельных отношений. Здесь за землю-матушку «отстегивают» миллионы.
Не менее коррумпированной считается налоговая служба. Чаще всего налоговики наживаются, как установлено, на проверке предприятий и учреждений. За вознаграждение налоговые инспекторы закрывают глаза даже на крупные недостатки.
Не чисты на руку и работники военкоматов. Они берут, конечно, меньше, чем налоговые служащие. Взятки зависят от региона: чем богаче регион, тем больше взятка. В Астраханском военкомате, например, за «откос» от службы берут ни много, ни мало – 60 тысяч рублей.
Больше всего коррупции в Краснодарском крае, в республиках Северного Кавказа – вот они, самые богатые регионы. Так же здесь чаще всего действуют родственные связи. По этой причине они просто не сообщают о требованиях взяточников и, соответственно, их не так просто обнаружить и поймать за руку.
В последнее время громкие процессы о взяточничестве в нашей стране происходят все чаще. Но это всего лишь отдельные эпизоды, о которых, как говорится, дальше уже нельзя молчать. Несколько таких процессов происходило и в Астраханской области.
Борис Стрелецкий,
"Факт и компромат" № 13, 27.04.12.