Русская вера

Публикация 2004 года, архив астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат».


Во что мы верим?
В то, что завтра будет лучше, чем вчера?
Но завтра каждый из нас может умереть…

Мы верим в любовь?

Но любовь изменчива, как ветры в Астрахани. Выходишь из дома – ветер дует в лицо. Возвращаешься домой – он опять дует в лицо, но уже другое…

Мы верим в Бога?

Американцы верят. У них на долларах так и написано: «Мы верим в Бога». На наших рублях и в лучшие времена этого не писали…

Часто на улицах к прохожим подходят парочки женщин с красочными буклетами и журналами, и говорят о Боге. Если набраться терпения, остановиться и поощрить их к дальнейшему разговору, они прекратят свою речь не скоро, а потом еще пригласят на свое молитвенное собрание. Это свидетели Иеговы. О Боге они говорят скучно, заученно. Они больше демонстрируют не веру, а знание. Но познать Бога нельзя. Можно знать только заученные цитаты из библии…

Я не проповедник, но однажды не вытерпел и провел правосланую проповедь с этими потерянными овцами.

Я спросил одну из иеговистских проповедниц: «Вы – русская?»

Она ответила утвердительно.

Я спросил: «Ваши родители были православными людьми?»

Она опять сказала: «Да».

«А их родители?» - я не отставал от нее.

«Да».

«Так, вероятно, было со всеми вашими предками?»

Она кивнула головой.

«Значит, - сказал я, - они все были негодными людьми, если Бог ни разу не намекнул им, что они верят в Него неправильно?»

Она забормотала о том, что истина во всей иеговистской полноте открылась сравнительно недавно, но это было неубедительно. Во всяком случае для меня.

Настоящая вера рождается не из книги. Это вера может заставить писать книгу.

Так было с апостолом Павлом.

Так было со всеми соавторами библии…

В СССР, как и в современной России вера глубоко политична.

В восьмидесятых годах у нас в Астрахани каждый год 24 мая отдельные верующие приходили в Успенский собор, который был тогда одним из филиалов областного краеведческого музея, на поклонение к захоронению священномученника Иосифа – митрополита Астраханского. Веруюшие тихо молились, читали акафист. Верующих разгоняли. Зачинщиков штафовали…

Прошло всего 20 лет. И картина изменилась до неузнаваемости. Бывшие гонители стали православными христианами. Они венчают своих детей, крестят своих внуков, их отпевают в храмах, которые они когда-то закрывали и уничтожали.

Такие примеры были в прошлом.

Гонитель христиан Савл становится апостолом Христа, самым ярким и убедительным проповедником христианства.

Но метаморфоза эта произошла не под воздействие каких-либо социально-политических факторов.

Изменило Савла чудо. Сам Христос явился ему…

В одной из газет я встретил фотографию, на которой Фрадков дружно осеняет себя крестным знамением. Что заставило бывшего коммуниста стать православным христианом? Все, что угодно, но только не чудо.

Просто для демонстрации коренного изменения своего мировозрения Православная церковь подходит лучшего любой другой церкви.

Достаточно пару раз в год посетить православный храм, перекреститься там перед камерами журналистов – и весь мир узнает, что бывшая советская партноменклатура полностью перековалась.

Беда для церкви, если ее гонят, но страшнее, когда ее начинают ублажать, когда власть имущие считают ее «своей».

В 1980 году в Астрахань прибыл новый архипастырь – архиепископ Феодосий. С собой он привез хлопца Василия, которого вскоре рукоположил во иереи.

С духовным ростом отца Василия разобраться трудно, но материальное благосостояния его росло день ото дня. Купил дом, машину, квартиру…

Потом архиепископа Феодосия перевели в другую епархию. В Астрахань прибыл новый епископ, который привез с собой свою команду, которую распределил по самым «хлебным» местам – в лучшие приходы.

Доходы отца Василия резко снизились и он не долго думая оставил службу в церкви и занялся своим любимым делом – торговлей…

Таких «пастырей» много, таких большинство. В священники идут за большим рублем, в священники идут за непыльной работой.

Я был знаком с одним индивидуумом, который просто напросто бравировал своим атеизмом. Он торговал пошлейшей эротической литературой, похабными газетками. Потом бизнес этот стал невыгодным и убежденный атеист подался на работу в православную церковь. Теперь он священник.

Это неприятно. Но это не страшно. Вера выше этого.

«Вы не от мира сего» - говорит Христос своим ученикам.

Наша вера не книжная. Нашей вере не нужны пышные храмы и разодетые в пух и прах священнослужители.

Преподобный старец Серафим молился в лесу, хотя мог молиться в храме.

Наша вера ближе к природе, чем любая другая.

Наше «Господи, помилуй» ближе к Богу, чем многочасовые службы и многотомные трактаты.

И мы рады, что нас считают ненужным сором.

Мы и есть – СОР.

Н.Отшельник, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 51 (127)