Сегодня в научном, а пуще всего околонаучном, мире муссируется тема некоего «исторического права» на ту или иную территорию. Достаточно напомнить споры относительно истории армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе (о преемственности с Великой Арменией или с Кавказской Албанией), косовский вопрос (где с одной стороны отстаивается тезис о том, что албанцы как предки иллирийцев являются коренным народом Косова, а с другой, таким народом являются сербы), вопрос об исторических правах индейцев на территорию Америки и т.д.
Хотелось бы осветить подобную тему на примере родной Астраханской области, так как в последнее время местная история обросла вредными мифами, которые могут разрушить наш хрупкий межнациональный мир; придать этому вопросу, в силу способностей, объективность. Не претендуя на абсолютную истину, приглашаю всех интересующихся к диалогу и дискуссии.
Прежде всего, начнем с источников этого вопроса. Что касается дописьменного периода истории, здесь нам поможет археология. По письменным источникам мы опираемся на свидетелей исторического прошлого, в древние времена, это, как правило, арабские авторы.
Согласно археологическим данным, первое известное заселение территории Нижней Волги можно приблизительно датировать 68 000 г. до н.э.: «Древнейшая стоянка эпохи камня на Нижней Волге была обнаружена и исследована на северной окраине Волгограда, в балке Сухая Мечетка… Мощный 20-метровый слой позднейших отложений сняли археологи, прежде чем добрались до следов стоянки. При ее раскопках были найдены орудия труда, которые изготавливались из местных пород кремня, кварцита и гальки, среди них оказались каменные скребла для обработки кожи, ручные остроконечники, которые использовались как ножи. Здесь же обнаружили кости древних животных: мамонта, зубра, первобытного быка-тура»[1]. Что касается определения людей к той или иной исторической общности, то ученые об этом могут говорить только начиная с катакомбной культуры (II-ое тысячелетие до нашей эры), получившей свое название от особенности погребального обряда: в одной из стенок подкурганной ямы для захоронения вырубали особую камеру - катакомбу. Так, «в 1974 г. вышла работа ЕМ. Бонгарда-Левина и Э.А. Грантовского, в которой они подвергли тщательному анализу различные источники и на основании этого пришли к выводу, что «прародиной» индоиранских племен, т.е. ариев, могли быть только области Юго-Восточной Европы - от Днепра до Урала, куда входит и наш регион, где в течение тысячелетий обитали племена древнеямной, а затем катакомбной культуры»[2]. Язык ариев относится к индоевропейской языковой семье. Таковыми являются иранцы, балты, славяне, германцы и др[3].
Первые достоверно установленные племена на территории современной Астраханской области это саврамато-сарматские ираноязычные племена, они известны с VII в. до н.э. по IV в. н.э. «В своей монографии «Савроматы» К.Ф. Смирнов писал, что этногенез савроматских племен на рубеже эпохи бронзы и раннего железа (VIII-VII вв. до н.э.) на территории Поволжья происходил в процессе смешения потомков срубных племен с пришедшей с востока группой западных андроновских племен. По своему языку, как и позднейшие сарматы, савроматы относились к северо-восточным языкам иранской группы индоевропейской семьи языков, подобно другим племенам скифо-сарматского круга»[4].
Затем появились гунны (375г), прошедшие огнем и мечом Азию и Европу, их держава сразу же распалась после смерти их лидера Атиллы в 453г. Этнический элемент гуннов в Нижнем Поволжье не прослеживается, так как вычленить культурное наследие до сих пор не удается: гунны прошли Волгу очень быстро, не оставив своих поселений, к тому же Гуннская держава[5] – это довольно-таки своеобразный конгломерат племен, среди которых кстати находились и славяне[6]. Потом были тюрки, хазары… Поздней столицей Хазарии был город Итиль, где изначально проживали разные народы:
«Ал-Масуди, закончивший свой труд «Мурудж аз-Захаб...» («Золотые луга...») около 950 г. уже в переработанном виде, описывая торговую половину Итиля, говорит: «Что же касается тех из них, кто в стране их относится к язычникам, то часть племен из них славяне и русы. Они живут в одной из двух сторон этого города [Итиля]. Они сжигают своих умерших вместе с их верховыми животными, оружием и украшениями...»»[7]. И далее: «…русские гости приезжали в Хазарию, причем разными путями — южными дорогами с Черного и Азовского морей, северными — из районов средней и даже верхней Волги, хорошо известно из разных источников. Достаточно напомнить, что у них также была своя большая колония в Итиле, как и у мусульман, христиан византийцев и алан»[8].
Хазарский каганат. Приведем два противоположных мнения и сравним. Доктор экономических наук Платонов О.А, дает такую нелестную характеристику этому государству: «Под водительством иудеев Хазарский каганат превратился в военно-разбойничье и торгово-паразитическое государство, занимавшееся сбором грабительских даней, посреднической торговлей, сбором пошлин с купцов (больше напоминающим современный рэкет). Торговля в Хазарии находилась исключительно в руках иудеев, главным источником дохода которых была торговля рабами из славянских земель.
По свидетельству Ибрагима ибн Якуба, евреи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но главным образом славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации евреи оборудовали в Каффе (Феодосии) специальные заведения. Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в языках самых больших народов мира того времени (английском, французском и немецком) слово «славянин» стало синонимом слова «раб».
На некоторое время хазарские иудеи подчинили себе племена восточных славян, заставляя их платить дань. В русском фольклоре, например, в былинах, сохранилась память о Козарине и Жидовине, о борьбе с «царем иудейским и силой жидовскою».
Однако иудейско-хазарское иго на Руси было недолгим. На стыке VIII — IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 князь Олег добился того же для родимичей. Но самый сокрушительный удар Хазарскому каганату нанес князь Святослав. Как сообщают древние арабские источники, «не осталось... почти ничего от булгар, буртасов и хазар, т. к. напали на них русы и захватили все их области». В 965—969 русскими воинами была разгромлена иудейская столица Итиль, уничтожены все центры разбойничьего паразитического государства вдоль Волги. Падение иудейской Хазарии стало важной точкой отсчета в создании мощного Русского государства, будущего духовного центра христианской цивилизации»[9].
Сразу скажу, подобное свидетельство Ибрагим ибн Якуба не нашлось, вот что он пишет о хазарах (в переработке испанского географа аль-Бекри): «Хазаре. Ты идешь из стран Печенегов в страны Хазар 10 дней по лесам и степям, без проторенных дорог до стран Хазар. Они — страны обширные и граничит с ними с одной стороны высокая гора. Потом (ты идешь) в страну Тифлиса, а Тифлис — начало границы Армении. И овцы их ягнятся два раза в год. И ал-Хазар есть имя этой страны, а главный город их состоит из двух частей: на восточном и западном берегах реки Итиля. Это — река, которая к ним течет от Русов и впадает в море Хазарское. И из этих двух городов один называется Бар'иш а другой Хтслг. Больший из них западный. И окружает оба города стена и они имеют четыре ворота. Они (жители) имеют бани, рынки, мечети, имамов (настоятелей при молитве) и муэдзинов (призывающих к молитве). Большинство Хазар мусульмане и христиане. И есть между ними идолопоклонники. И самый немногочисленный класс у них Евреи. Царь их исповедывает еврейскую религию»… Язык Хазар другой чем языки Тюрков и Персов. Это есть язык, который не согласуется ни с одним языком в мире. У царя 7 судей из христиан, евреев, мусульман и идолопоклонников»[10]. К тому же Платонов О.А. известен своим антисемитизмом и национализмом[11], верить ему мало оснований.
Интересно другое: какими целями руководствовался Святослав, разрушая каганат? На наш взгляд, Святослав во всех своих походах, прежде всего, хотел получить контроль над торговыми путями: Великий Волжский путь, путь из Варяг в греки, торговые пункты Великого Шелкового пути. Исходя из этого, вполне понятна его логика: не присоединять территорию Хазарии (после ее разрушения как экономического конкурента), а закрепляться: на месте Саркела появляется русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань переходит под власть Киева, скорее всего подобные военно-торговые базы имели место быть и на Нижней Волге.
Электронная еврейская энциклопедия, напротив, отмечает положительную роль Хазарии: «…Хазария сыграла большую роль в европейской истории, особенно в истории восточноевропейских народов — она стала щитом, заслонившим их от арабского нашествия на север и защитившим европейскую цивилизацию»[12]. В то же время отмечая, что «термин «хазары» употреблялся без этнической окраски как географически-политическое понятие, а затем стал обозначением всех подданных хазарского царя, входивших в хазарский племенной союз… После разгрома хазарами Великой Булгарии в Приазовье около 680 г. Хазарский каганат стал единственным политическим образованием на юге Восточной Европы и утвердил свою гегемонию в этом регионе. Установилась по сути хазарская «федерация», принципом которой было добровольное изъявление многочисленными племенами покорности хазарскому царю и выплата формальной дани на условиях предоставления гарантии безопасности от внешних нападений и сохранения собственной структуры власти, судопроизводства и свободы вероисповедания. В разные периоды существования хазарской «федерации» в нее входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, волжские буртасы, заволжские гузы, крымские готы, кавказские горцы, хорезмийские иранцы-аорсы, мадьяры-венгры, славяне и русы»[13].
По нашему мнению, ряд тезисов из энциклопедии не выдерживают критики:
1) не приведен источник утверждений;
2) что касается щита, заслонившего их (восточноевропейских народов) от арабского нашествия на север и защитившего европейскую цивилизацию»: а) доподлинно известно, что хазары брали дань у славян (источник Повесть временных лет Нестора). Но неизвестно о том, что были охранительные хазарские отряды на славянской земле; б) защита от арабского нашествия Европейской цивилизации заключалась в следующем: «В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад (будущий халиф) во главе 120-тысячной армии внезапно вторгся в Хазарию одновременно через Дербент и Дарьял. Войска взяли штурмом хазарскую столицу Семендер, после чего стали преследовать кагана, который отступал вглубь своих владений. В погоне за ним арабы зашли на север дальше, чем когда-либо, вплоть до «Славянской реки» — по-видимому Дона или Волги. Хазарская армия была разбита, и каган запросил мира. В обмен на сохранение трона он пообещал принять ислам, но эта процедура, по-видимому, была номинальной. Хазария сохранила независимость, а арабы ушли с Северного Кавказа»[14]. Вот и вся политика защиты Европейской цивилизации. Далее та же энциклопедия пишет: «Вскоре в Халифате вновь возникла смута. К власти там пришла новая династия Аббасидов, которая отказалась от дальнейшей экспансии на север. Таким образом, Хазарский каганат заслонил собой от арабской экспансии Восточную Европу и помог выстоять Византии»[15]. Однако, скорее всего, арабская пассионарность уже закончилась, и хазары здесь ни причем. В 739г. у Акрониона византийцы нанесли мощное поражение арабским войскам (боевых действий в Хазарии к тому времени уже не было), а еще раньше, в 732 году при Пуатье Карл Мартел (который вряд ли догадывался, что ему помог Хазарский каганат) остановил военную экспансию арабов в Западную Европу; в) интересно опровергает тезис «Хазария как защитник» писатель Л. Прозоров в своем Живом Журнале [16].
3) Ели бы Хазария была столь гуманна, она бы не рассыпалась столь одномоментно из-за внешнего удара князя Святослава;
4) «около 680 г. Хазарский каганат стал единственным политическим образованием на юге Восточной Европы» - подождите, а хотя бы Византийская империя, а Болгарское царство хана Аспаруха[17]?
5) «термин «хазары» употреблялся без этнической окраски как географически-политическое понятие, а затем стал обозначением всех подданных хазарского царя, входивших в хазарский племенной союз» - здесь не видно источника, на который опирается это утверждение. Сами авторы этой статьи далее пишут, что «в нее входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, волжские буртасы, заволжские гузы»… Также от Ибрагима Ибн Якуба описывая хазар замечает, что хазары, русы, печенеги говорят по-славянски, так как смешались со славянами[18]. Да и другие авторы и Ал-Масуди, и Абу Мухаммад Ахмад Ибн А'сам Ал-Куфи[19], все они отличают хазар от других народов[20] и т.д.
Скорее всего, более прав отечественный историк Ключевский В.О., писавший, что «хозары были торговыми посредниками между этим (арабским) Востоком и русскими славянами»[21]. То есть, не защитная, не идеологическая и не культурная (образцы высокого искусства, высокого уровня культуры в Хазарии до сего дня не известны) функция была главная в Хазарском каганате, а, именно, торговля. В связи с этим, для нас не удивительно, что та хазарская власть, построенная сугубо на материальных ценностях, на наживе, так бесславно канула в лету – ведь ценности человека – это далеко не денежная составляющая. Как только человек начинает случить наживе, забывает о нравственных традициях, то он погибает; так и с цивилизациями (ср., например, судьбу Древнего Рима).
Еще добавим по поводу исторического первенства той или иной религии на Астраханской земле. Безусловно, что первые верования были основаны на языческих воззрениях – это общемировая тенденция. На примере Хазарии мы видим, что в те времена сложилось мирное сосуществование христиан, мусульман, иудеев и язычников. Если вопрос о принятии иудаизма в качестве государственной религии относительно ясен[22], то с исламом вопрос спорный. Об обещании кагана принять ислам после поражения от арабов в 737 г. сообщается не во всех источниках. О каких-либо фактах, подтверждающих, что переход состоялся, в дальнейшем ничего не известно[23].
Хронологически же первым (среди иудаизма, ислама и христианства) в пределы Хазарии пришло христианство. Этому способствовала как близость Византии, так и знакомство хазар с христианскими государствами Закавказья[24]. «Около 515 г к прикаспийским гуннам прибыл епископ Кардост с пятью священниками, которые согласно Захарию Ритору «многих окрестили»[25], еще факт: правитель савир Алп-Илитвер принял христианство в 682 г. [26]. Эти сведения дают нам право предположить, что христиане Нижнего Поволжья ведут свое летописание с VI-VII столетия.
Исходя из всего вышеизложенного, делаем вывод: уж если и затевать спор об исторических правах, то пока, на сегодня из всех современных этносов славянское (в нашем случае русское) население имеет объективные основания заявлять о своих наиболее древних исторических корнях на территории современной Астраханской области.
________________________________________________________________________________________________________________
[1] История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с., astrakhan.ru/history/read/3/ .
[2] История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с, astrakhan.ru/history/read/8/ .
[3] Об ариях и индоевропейской языковой семье см. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%B8 и ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8
[4] История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с, astrakhan.ru/history/list/7/
[5] Интересующимся историей гуннов см. Маенхен-Гельфен Дж. Мир гуннов. Исследования их истории и культуры. Перевод В. С. Мирзаянова. Принстон, США, mirzayanov.com/images/mirgunnovfinal.pdf
[6] Вернадский Г.В. Древняя Русь. Гунно-антский период (370 - 558 гг. н.э.), avorhist.narod.ru/publish/vgv4.htm
[7] Цит. по Якубовский А.Ю. О русско-хазарский и русско-кавказских отношениях в IX-X вв.Известия АН СССР. Серия истории и философии №5, 1946 г. [461] — конец страницы, annales.info/hazar/small/jakub46.htm
[8] Якубовский А.Ю, там же.
[9] Платонов О.А. Большая энциклопедия русского народа, rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=767.
[10] Текст воспроизведен по изданию: Куник, А. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Часть 1 // Записки Императорской Академии Наук. Том 32. Приложение № 2. Спб. 1879, russbalt.rod1.org/index.php?topic=207.0
[11] Из Википедии, ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#cite_ref-30
[12] Электронная еврейская энциклопедия. Хазария, eleven.co.il/article/14401 .
[13] Там же.
[14] Из Википедии, ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82#cite_ref-9
[15] Там же.
[16] См., Прозоров Л.Р. Как каганат славян от кочевников защищал, smelding.livejournal.com/419828.html и Прозоров Л.Р. Еще немного о «степном щите Руси, smelding.livejournal.com/444338.html
[17] Из Википедии ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE и ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%85
[18] Новосельский А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0113.htm .
[19] Абу Мухаммад Ахмад . Ибн А'сам Ал-Куфи. Книга Завоеваний, vostlit.info/Texts/rus/Kufi/frametext1.htm
[20] Подробнее см. у член-корр. РАН Новосельский А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Глава первая. Источники о хазарах и хазарском государстве, gumilevica.kulichki.net/NAP/nap01.htm
[21] Ключевский В.О. Курс русской истории, spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch08.htm
[22] Артамонов М. И. История хазар. М.,2001.
[23] См. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. (гл. 4.5), gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0144c.htm и Гараева H. Г. О дате принятия ислама хазарами, turkolog.narod.ru/info/I369.htm
[24] Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным.- М.:Наука, 1983. — C.150.
[25] Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Проникновение христианства в Хазарию, kmvline.ru/lib/xrist/7.php
[26]Плетнева С.А. Хазары. Москва, "Наука", 1976 г. С. 23. russiancity.ru/ybooks/y1.htm .
Александр Астраханский,
etnokonf.ru/page/index/176