Астраханцы всё чаще покупают продукты в супермаркетах и торговых центрах. За последние три года на 37% (данные регионального минэкономразвития) сократилось число горожан, предпочитающих пополнять свою продкорзину на рынке.

Эта доля потребителей переместилась в сетевые гипермаркеты. Грозит ли астраханским ярмаркам и базарам кризис покупателя?

Все включено

Самым первым конкурентом рыночному шопингу стала торговая сеть магазинов «Магнит», которая начала работу в нашем регионе в начале «нулевых». Но тогда эти новые магазины не особо «давили» рыночную торговлю. Наоборот, новые для потребителя продмаги обрастали базарчиками, где горожане могли купить более свежие, а главное, местные фрукты и овощи, мясо, птицу и рыбу.

Первым гипермаркетом, который заметно «оттянул» долю рыночного потребителя на себя, стала «Лента». По сути это первый торговый гигант, сосредоточивший в себе спектр товаров, входящий в классическую «рыночную корзину». Затем в город пришли сеть «МЭТРО» и «О*КЕЙ». Сегодня перечисленные сетевики - основные конкуренты городских рынков. Как удалось выяснить «АВ» в областном минэкономразвития, в этом году в городе не планируется открытие новых продуктовых гипермаркетов.

Проблема

Глава одного из региональных фермерских хозяйств Анатолий Якушев рассказал «АВ», что на протяжении семи лет торгует мясом на двух астраханских рынках. «За последние три года моя выручка в среднем сократилась процентов на 25. Сейчас даже мясо люди берут в гипермаркетах. Лично я видел в графе «Производитель» Уругвай и Германию. Разве местная говядина хуже?» - говорит он. Снижение спроса на свою продукцию отмечают и торговцы овощами-фруктами. «У меня есть постоянные покупатели, кто-то берет у меня картошку, а в сезон - помидоры. И все же спрос упал. Люди берут все сразу в торговых центрах, им не хочется тратить время специально на выбор помидоров», - рассказала «АВ» предприниматель Роза Айдашева.

Директора рынков также отмечают, что сейчас в торговых рядах стало заметно свободнее. Один из них заявил «АВ», что, отдавая предпочтение торговым центрам, астраханцы ущемляют интересы не только местных сельхозпроизводителей, лишая их рынка сбыта своей продукции, но и себя. Ведь на рынке ряд товаров однозначно вкуснее и свежее, чем их аналоги в гипермаркетах. При этом цены идентичны в большинстве случаев.

Потребители в свою очередь говорят о том, что, несмотря на реконструкцию многих объектов уличной торговли, приобретать товар в гипермаркетах удобнее в плане фасовки и эпиднадежности.

Традиции и новаторство

Как заявили «АВ» в министерстве экономического развития области, рынки, базарчики и ярмарки – это астраханская «изюминка». Этот традиционный и любимый многими вид уличной торговли никогда не прекратит свое существование. Областные власти обещают, что этот вид уличной торговли (при соответствующей поддержке) не задавит обилие гипермаркетов.

Татар-Базар, Селенский рыбный рынок, Большие Исады, корпуса которых являются, помимо всего прочего, еще и памятником архитектуры, и другие составляют неповторимый колорит города и будут сохранены. В большинстве городов России и мира традиционные рынки тщательно оберегаются не только как места продажи товаров, но и как часть особой культуры, исторически сложившаяся в том или ином месте. В городе сегодня существует 20 таких рынков.

По данным городского департамента торговли, в 2007 году на территории области функционировалы 75 рынков. На сегодняшний день число рынков значительно уменьшилось, теперь их только 42. Начальник отдела регулирования розничных рынков и ярмарок департамента торговли министерства экономического развития Астраханской области Наталия Балабанова пояснила «АВ»: «Такая разница показателей обусловлена вполне объективными причинами. Дело в том, что эти «исчезнувшие» 33 рынка не закрылись, а перешли в иной формат: они реконструированы в торговые комплексы (не путать с торговыми центрами). Подобные изменения произошли, в частности, с рынком в районе клуба ТРЗ, одна часть рынка сейчас трансформировалась в крытый торговый павильон, другая находится в процессе реконструкции. То же можно сказать и о рынке в Автогородке и других».

Рынки, как заверяют городские чиновники, не уходят в прошлое окончательно, а лишь меняются в соответствии с требованиями времени.

Многое будет сделано в этом году для развития сельскохозяйственных рынков. Согласно статье 24 Федерального закона о розничных рынках, должны быть созданы надлежащие условия для реализации продукции. К 1 января 2013 года все ныне существующие 42 рынка должны быть модернизированы и реконструированы: там, где это еще не сделано, будут подведены необходимые коммуникации, все торговые места будут оснащены современным оборудованием. Работу в этой сфере осуществляют управляющие рынками компании. По состоянию на 1 января 2012 года управляющими рынками компаниями на эти цели потрачено средств на сумму более 200 млн. рублей.

Мария Еремицкая, Алена Мирошниченко,

"Астраханские ведомости" № 9, 16.03.12.