С чем ежедневно вынуждены сталкиваться астраханцы в такси и маршрутках

Большая часть водителей маршруток в Астрахани работает по принципу одолжения. Не «вы – наш клиент, мы вам рады, спасибо, что воспользовались нашими услугами, приходите ещё!», а «скажи спасибо, что я тебя везу за твою жалкую тридцатку, молча сиди или стой, не вякай, я тут хозяин».

Такое отношение проявляется постоянно. Большая часть маршрутчиков не открывает переднюю дверь, предпочитая набить салон до отказа, нарушая правила провоза людей и рискуя здоровью и жизнью пассажиров. Некоторые водители позволяют себе материться в бесконечных переговорах со своими братьями по рулю.

«Хозяева» астраханских дорог любят отчитываться друг другу, сколько у них «сидячки» и «стоячки»; мы для них не клиенты, которыми всякий предприниматель обычно дорожит, мы лишь безликая «сидячка-стоячка» на средства которой они неплохо живут. Да, можно возразить, что у маршрутчиков тяжёлая работа. Но если ежедневно «глотать» отношение, которое в любом цивилизованном обществе называется хамством, значит действительно астраханцы заслуживают того, чтобы до скончания века жить без нормального общественного транспорта.

«Не нравится, езжайте на такси!», – единственный аргумент защитников хамства. Но даже если внять этому наставлению и ограничить расходы на еду и развлечения, чтобы пересесть на такси, то и здесь можно наткнуться на массу подводных острых камней. С советских времён астраханские таксисты были привилегированной кастой. Тогда машины можно было вызывать по телефону, но ловили их и прямо на улице. Массовым такси в Астрахани тогда не было, что позволяло извозчикам качать права, назначая за поездку двойной счётчик, не довозить точно до места и даже швыряться в пассажиров мелочью: медяки унижали столь состоятельное сообщество. «На трамвае надо ездить с такими копейками», – говорили они.

Советские традиции сохранились и до наших рыночных времён. «Избранные» таксисты и сейчас позволяют себе выражать своё презрение, если клиент рассчитывается с ними монетами, не округляя сумму до купюры. А ещё внушительная часть астраханских таксистов – ярые меломаны: они отказываются убавить свои любимые мелодии и очень злятся, если от клиента поступает такая просьба. «Я работаю с музыкой – не нравятся, выходите! Жалуйтесь куда хотите!». Получается, что они любят музыку больше, чем деньги? Такая самоотверженность – нонсенс в наши дни. Но если серьёзно, то это проявление того же хамства, что сопровождает почти каждую поездку в маршрутке. То же презрение к клиенту. «Этим путём не поеду!», – ещё один прикол астраханских таксистов. Складывается впечатление, что все они только что вернулись из Европы и не знакомы со спецификой местных дорог. Наконец, бесконечное ворчание – ещё одна характерная особенность местной таксобратии, будто забывшей, что их задача – выполнить заказ и получить оплату.

…Внедрить цивилизованный общественный транспорт в Астрахани теперь обещают не позже следующего года. Доживём! Благо среди нервных и озлобленных водителей есть люди, исполняющие работу чётко и спокойно. Ведь соблюдение личных границ и уважение друг к другу не менее важно, чем Правила дорожного движения.

Больше материалов о транспортной системе нашего региона читайте здесь.