В минувшее воскресенье в Астраханском драматическом театре состоялась долгожданная премьера комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Постановка приурочена к 200-летию писателя, которое в апреле этого года будет отмечать всё просвещённое наше сообщество. История о похождениях господина Хлестакова в неком уездном городе актуальна во все времена и на любых подмостках. А уж на сцене старейшего в России театра - тем более. После капитального ремонта комедии Гоголя самое место. Действо, разворачивающиеся по ту сторону рампы и интерьер зрительного зала создаёт уникальную атмосферу соответствия друг другу, гармонию и полное ощущение гоголевской эпохи, с её мельчайшими деталями, удивительно современным языком автора и потрясающим художественным решением спектакля. В творческом тандеме художественного руководителя театра Станислава Таюшева и художника-постановщика Андрея Климова был скрупулёзно воссоздан дух провинциальной России первой половины позапрошлого века, который сохранился и в наше время. Художник использовал в сценографии сохранившиеся элементы именно астраханской архитектуры, черпал вдохновение из неповторимых черт нашего города - от того так ярко и
правдоподобно исполнен спектакль.
Нынешняя постановка "Ревизора" займёт знаковое место в репертуаре театра. И если традиционно премьерный показ не считается наилучшим из-за некоторых шероховатостей, в дальнейшем спектакль заиграет полными красками, которых в избытке не только в постановочной, но и в актёрской палитре. Невозможно ни отметить безусловную звезду Павла Ондрина, исполнителя роли Хлестакова, который полностью попал под
"замечания для господ актёров" в гоголевских ремарках: "...Речь его отрывиста. И слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет". Хлестаков Ондрина инфантилен, истинно комичен и самобытен, практически лишён штампов, чего достичь, исполняя столь культовую роль весьма сложно, но при несомненном таланте, оказалось,
возможно. Городничий в трактовке заслуженного артиста России Владимира Дёмина своей внешней положительностью и обходительностью представляет собой вполне современного крупного чиновника, искренне верующего в свои мнимые таланты и заслуги, а также в лучшую долю для себя любимого. В финальной сцене его искренне жаль... "Ничего не вижу. Вижу
какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." - эту реплику брошенную в зал актёр произнёс, как мне показалось с некоторым опасением, вдруг какой-нибудь крупный чин воспримет на свой счёт, но именно на этот эффект и рассчитывал Николай Васильевич, вложив в уста Городничива ещё одно крылатую фразу: "Чему смеётесь? - Над собою смеётесь!.. Эх вы!".
Спектакль такого крупного масштаба, с великолепной сценографией, прекрасными костюмами, продуманными до мелочей, добротной режиссурой, яркими актёрскими работами, заслуживает и персонального музыкального сопровождения. Но это уже роскошь: специально музыку для спектакля пишут лишь к избранным столичным постановкам. Но ведь музыкальные традиции Астрахани столь очевидны, да и отделение Союза композиторов,
насколько мне известно, у нас в городе имеется, сотрудничество с которым, без сомнения, предало бы спектаклю полную законченность и уникальность. Ведь с таким генеральным спонсором, как Газпром нет предела для совершенства! Надеюсь, они же и окажут поддержку для продвижения "Ревизора" в многообразном фестивальном движении. Лучшее необходимо демонстрировать с размахом!
Господа, сделайте себе подарок - посмотрите "Ревизора". Скучно не будет!
Фёдор Люлюков, газета "Факт и компромат" №8 от 18.03.09.