«Факт и компромат»: Александр Михайлович, 30 августа в центре Астрахани вы были задержаны на митинге «Другой России» и дольше всех провели время в милиции. Причём, насколько нам известно, вам шьют дело, пытаясь доказать, что вы матерились в адрес сотрудника милиции. Но как утверждают очевидцы, ничего подобного не было и в помине. Да и мы сколько раз с вами общались, ни разу не была слышна из ваших уст нецензурная брань.

Расскажите подробно, что за мероприятие было в последнее воскресенье августа, как вы там оказались, в качестве кого принимали там участие и почему оказались задержанным милицией, чего вы ожидаете по окончании разбирательства в суде?

Александр Токарев: Действительно, 30 августа у памятника жертвам политических репрессий, состоялся несанкционированный (по версии властей) митинг. Митингующие собрались у памятника жертвам политических репрессий, так как подали уведомление на проведение мероприятия именно там. Но власти предложили провести митинг в парке «Аркадия», с чем организаторы не согласились. Не будучи ни организатором, ни участником митинга, я пришел на место его проведения в качестве журналиста. Когда стало ясно, что милиция намерена разогнать митинг, я стал записывать происходящее на видеокамеру, но неизвестный гражданин в штатском (им оказался сотрудник центра по борьбе с экстремизмом Л.А. Можеровцев) стал мешать мне в этом. После этого сотрудниками милиции была устроена провокация, которая и привела в итоге к моему задержанию с последующем препровождением в Кировский РОВД и заключением в КПЗ. Сотрудник, утверждающий, что его оскорбили, не только не представился и не сделал замечания, но и фактически спровоцировал конфликтную ситуацию. Причем, несмотря на то, что видеосъемку вели и другие присутствовавшие на месте акции журналисты и частные лица, подобные жесткие санкции были применены лишь ко мне. Я думаю, что это был чей-то заказ. По моему ходатайству судебное заседание перенесено на понедельник, 7 сентября, так как я хочу привлечь побольше свидетелей, которые опровергнут наглую ложь о моих действиях на мероприятии. Надеюсь на справедливое решение суда.

«Факт»: Не кажется ли вам, что достаточно либеральная и добродушно настроенная ранее астраханская милиция, стала вдруг какой-то злой и впервые стала применять силовые методы воздействия на митинги астраханской оппозиции, тем самым только подогревая интерес к её политической деятельности и требованиям? Уже второй раз за лето участников акций «Другой России» в Астрахани заталкивают в «воронки». Не связано ли это с тем, что руководитель облУВД сам из Санкт-Петербурга, где активно и уже давно применяются такие методы к радикальной оппозиции? Или есть другие причины?

А. Токарев: Насколько я знаю, такие действия в отношении радикальной оппозиции применяются по всей стране. По сравнению с Москвой, где лужковская администрация упорно не дает согласование ни на одну акцию «несогласных», а милиция жестко пресекает их действия, власть Санкт-Петербурга выглядит более или менее либерально. Так что я не связываю это со сменой руководства областного УВД. Установка на пресечение деятельности несистемной оппозиции дана, я думаю, всем руководителям УВД во всех городах России. В Астрахани же «несогласным» надоело выполнять идиотские рекомендации относительно того, где можно, а где нельзя проводить наши мероприятия, в связи с чем было решено проводить их в соответствии с законом. Если милиция их пресекает, то в данном случае именно она поступает незаконно. И я согласен с Вами, что подобные действия милиции лишь привлекают внимание общественности к акциям радикалов. Вы сами присутствовали на нескольких согласованных мероприятиях «Другой России» и видели, что проходили они спокойно, без провокаций и нарушений общественного порядка. В последний раз именно милиция спровоцировала конфликт. И сделано это было неспроста.

«Факт»: Расскажите, Александр Михайлович, на собственном примере, откуда вдруг возникают такие люди вроде вас: несогласные, оппозиционеры. Ведь буквально три года назад о вас ничего не было слышно и вы были далеко не подростком, а теперь вы даёте интервью не только нашей газете, но и федеральной прессе, ваши статьи печатаются в местных и центральных СМИ, а вы иногда коротаете время в «обезьянниках» астраханской милиции по политическим мотивам. Расскажите о своём жизненном пути к общественной деятельности, с чего всё началось и как происходило?

А. Токарев: Я всегда был оппозиционером, при том оппозиционером радикальным. Помнится, еще в 1996 году в институте, когда все студенты, да и преподаватели, зомбированные ельцинской пропагандой, призывали голосовать за ЕБН, я был одним из немногих, кто заявлял о своей непримиримой позиции к тогдашнему президенту и отрыто поддерживал Зюганова. Возможно, сыграло свою роль воспитание, полученное от деда, который был коммунистом до мозга, костей и оставался им до самой смерти. Конечно, литература оказала влияние: Проханов, Лимонов и др. И талантливая публицистика. Уже в 1997 году я стал выписывать газету «Завтра», которую в астраханских газетных киосках в то время купить было невозможно. До поры до времени было возможно читать и впитывать в себя чужие идеи. Но пришла пора действовать, а не оставаться сторонним наблюдателем. Кроме того, сегодняшняя моя деятельность дает возможность выразить все те чувства, что рождаются в моей мятежной душе, которой душно в атмосфере полицейщины, тотальной цензуры, лжи, повсеместного оболванивания и отупения людей. Сегодня выйти на улицы протестовать не каждый согласится. Во-первых, люди не считают, что это что-то изменит в их жизни. Во-вторых, боятся репрессий. Люди реагируют на призывы оппозиции апатично, все давно смирились с сегодняшним положением вещей. Но вот слово бывает пострашнее пистолета. Поэтому я считаю, что выразить свое отношение к происходящим в стране общественно-политическим событиям через острую публицистику, задевающую порой чувства власть предержащих бывает куда опаснее и эффективнее. Более того, полагаю, что обязан это делать. Несмотря на то, что я оказываюсь порой в милицейском «обезьяннике», считаю себя больше духовным оппозиционером и литературным экстремистом.

«Факт»: Вы работаете в астраханском обкоме КПРФ и наверняка знаете и, может быть, поделитесь информацией, почему от астраханских коммунистов кандидатом на должность мэра был выдвинут рядовой член партии Ростислав Алексеев, а не лидер местного КПРФ Николай Арефьев?

А. Токарев: Решение об этом принимал не я. Алексеева единогласно выдвинули делегаты 42-й (внеочередной) конференции областного отделения КПРФ. Я лишь могу выразить свое отношение к принятому решению. На мой взгляд, должность мэра не столько политическая, сколько хозяйственная. Николай Васильевич Арефьев – одна из влиятельных фигур астраханской политической элиты, первый секретарь обкома, заместитель председателя облдумы. Его задачи – прежде всего политические. А став мэром, он вынужден был бы окунуться в массу экономических проблем, оставив политическую деятельность или отодвинув ее на второй план. Мне кажется, что в этом случае, обкому КПРФ пришлось бы нелегко, ведь надо было бы срочно искать нового главу областного отделения, поскольку совмещение подобных должностей нереально. А это нельзя делать в спешке, здесь нужна продуманная работа. Поэтому я поддерживаю решение делегатов конференции о выдвижении Ростислава Алексеева. Кроме того, и для самого кандидата мэрская кампания станет хорошим политически опытом. И меня радует, что на политическом поле Астрахани появляются новые лица.

«Факт»: Вы принимаете участие в мероприятиях и работе местных оппозиционных организаций: КПРФ, Другая Россия, Левый фронт, Нацболы. Что интересного происходит на этом поприще на местном уровне, какая цель движет этими организациями? Появляются ли новые люди в ваших рядах?

А. Токарев: Я действительно участвовал и участвую в работе разных политических организаций. Но все из них являются таковыми фактически. На мой взгляд, нацболы – это не столько политическая организация (она вообще запрещена законом), а скорее определенная среда, среда очень интересная, со своими ценностями, идеалами, неповторимой эстетикой. В меньшей степени это касается «Левого фронта», который существует совсем недавно. Но что касается реальных рычагов воздействия на политический процесс, то ни у нацболов, ни у «Левого фронта» их нет. Да и как не назови какую-нибудь новую структуру, соберутся там одни и те же хорошо знакомые мне и Вам лица. Потому, несмотря на весь их радикализм, участники всех этих объединений вынуждены сотрудничать с реальными политическими партиями, имеющими массовую поддержку и представительство в органах власти. Мне в этом плане ближе всего КПРФ, я разделяю ее идеологию и основные программные установки. Поэтому я и пришел именно туда. Здесь я на своем месте.

«Факт»: Вы помощник федерального депутата. Вам уже 30 лет. Нет ли в жизненном плане желания стать самому депутатом, хотя бы районного масштаба?

А. Токарев: Я пока не планирую подобных действий. Честно говоря, мне это не очень интересно. Но если партия прикажет, отвечу: «Есть!».

«Факт»: По нашей информации, вы приглашены на форум «Стратегия 2020», который пройдёт в Астрахани 25 сентября, и организован «Единой Россией». Известно, что программа форума включает в себя пять обсуждаемых тем: Глобальный мир: амбиции суверенной России; Современная культура: новые времена - новые перспективы; Экономика; Технологии лидерства; Право против коррупции. Какие темы вам наиболее близки и знакомы, по которым вы готовы выступить со своим взглядом на данном форуме?

А. Токарев: Интересное мероприятие, интересные и довольно известные лица должны там присутствовать. Мне, конечно, ближе всего вопросы культуры, поэтому, возможно, я буду участвовать в работе этой секции. Но и тема глобализации и той роли, которая уготована в этом процессе России, я думаю, волнует всех. Так что, по какому-нибудь из этих вопросов я обязательно выступлю. Но всё требует большой подготовки, поэтому подробнее пока не могу изложить свой взгляд на данные темы. Сделаем это на самом форуме, если будет такая возможность.

«Факт»: Вы называете себя публицистом. Но у вас есть в Интернете страничка и с собственными рассказами. Насколько писательское увлечение вами серьёзно? Есть какие-то творческие планы?

А. Токарев: Да, что касается моих ранних, очень личных рассказов, то вы в своей газете уже давно обмусолили эту тему. Писать я, безусловно, буду всю оставшуюся жизнь, как бы она ни сложилась. Какие формы я изберу для выражения своих мыслей, будет видно. Пока что меня интересует и получается именно публицистика. Хотя пишу я в разных жанрах: у меня есть и репортажи, и интервью, литературные и кинематографические рецензии, лирические эссе, но с политическим содержанием и т.д. Я думаю, что творческое развитие – процесс диалектический, и не может в какой-то момент остановиться или замкнуться на чем-то одном. Тогда это уже не творческая, а ремесленная деятельность. В сфере астраханской журналистики хороших ремесленников хватает, а вот интересных авторов – публицистов, эссеистов, очеркистов - катастрофически мало. Меня радует, что моя деятельность востребована людьми. Показателем моего признания являются факты публикации не только в местных, но в центральных СМИ. И это несмотря на то, что пишу я в основном не по заказу, а как Бог на душу положит. Если это кому-то нравится, если это востребовано, то и стимул появляется для дальнейшей деятельности.

«Факт»: Вас смело можно отнести к астраханской политической молодёжи. Как складываются взаимоотношения с представителями проправительственных молодёжных организаций? Вы же неоднократно с ними общались на различных форумах. Есть ли какие-то общие точки соприкосновения, согласие в решении каких-то общих проблем или ваши пути однозначно и радикально не могут пересекаться?

А. Токарев: Ну, к молодежи, меня, конечно, можно отнести с некоторой натяжкой – все-таки четвертый десяток пошел. Что касается проправительственных организаций и их кадров, то я невысокого о них мнения. Попадаются, конечно, сильные оппоненты, вроде Евгения Базылева, но ребята меньшего ранга произносят по большей части приевшиеся банальности. Пересекаться наши пути, естественно, могут, но полного доверия к таким организациям, как, скажем, «Наши» или «Молодая гвардия ЕР», которые создавались не столько для решения каких-то проблем, сколько для борьбы с оппозицией, у меня нет и не будет.

«Факт»: Вы неоднократно на страницах печатных изданий выступали с резкой критикой в адрес газеты «Факт и компромат». Как вы можете прокомментировать то, что сейчас мы берём у вас интервью?

А. Токарев: Я думаю, это Вы должны прокомментировать. Хотя, возможно, ничего в этом из ряда вон выходящего нет. Ведь выступает, скажем, Александр Проханов каждую среду на ультралиберальном радио «Эхо Москвы», несмотря на диаметральную противоположность их взглядов. Значит, зачем-то радиостанции это нужно. Так же и у Вас в газете, несмотря на ее очевидную направленность, есть место для людей разных взглядов и убеждений. Моя критика «Факта» в этом плане носила не столько политический, сколько нравственный характер. Все, что я о вас думал, я сказал, как и вы обо мне. Тема исчерпана, копья сломаны, надо учиться находить согласие.

Максим Терский,

"Факт и компромат" №27, сентябрь 2009 г.