С сегодняшнего дня началась фронтальная индексация тарифов

В среднем тарифы на газ увеличились на 10,3%, на электроэнергию – на 12,6%, на услуги ЖКХ в целом – на 11,9%. Причем в некоторых регионах повышение составило до 20%.

Такое решение Правительства вызвало сильный резонанс и уже несколько месяцев активно критикуется. Основной аргумент – разгон инфляции: производители товаров и услуг неизбежно переложат издержки на конечную цену. Все, естественно, так.

Но ситуация не столь линейна, как может показаться на первый взгляд. Сейчас повышением тарифов приходится расплачиваться за их многолетнюю недоиндексацию до уровня инфляции. Например, суммарно за последние пять лет (2019–2024) индексация тарифов ЖКХ отстала от инфляции на 15%. До 2019 года динамика была примерно такой же. По газу до 2024 года увеличение цен происходило по формуле "инфляция минус 2%".

Основным аргументом служило мнение, что такой подход якобы позволит российской экономике получить конкурентное преимущество. Но были ли до 2022 года опережающие темпы роста выпуска товаров и услуг? Нет – только в 2021 году. Потому что стимулирование развития реального сектора экономики должно осуществляться комплексом системных мер поддержки. Одними тарифами этого добиться невозможно – как и сдержать ими инфляцию.

Как и с тарифами РЖД, я всегда был против того, чтобы их индексировали ниже уровня инфляции (оптимальная формула – "инфляция плюс 1%"). Когда расходы растут опережающими темпами, операционная прибыль сжимается. Соответственно, становится все меньше финансовых ресурсов даже на поддерживающие инвестиции. Постоянно закрывать дыры дотациями из бюджета – не вариант.

В результате к настоящему моменту коммунальная и сетевая инфраструктура за последние годы была хронически недофинансирована. Ее ухудшение приводит к росту потерь и, соответственно, расходов, а где-то – и убытков. Поэтому правительство вынуждено индексировать тарифы уже выше уровня инфляции.

Кратко подытожу: проблема не только в нынешнем росте тарифов. Она куда глубже и уходит корнями еще в 2010-е годы. Поэтому мы и пришли к той ситуации, которую имеем сейчас.

Константин Двинский