В свое время в стране развелось множество вузов и их филиалов, качество обучения в которых порой вызывает сомнения.
А в последние годы из-за демографического провала даже не самые слабые вузы вынуждены становиться все менее разборчивыми и, пытаясь избежать недобора, брать абитуриентов с тройками даже по профильным предметам. Поставить заслон слабым абитуриентам предлагают поправки к закону об образовании, который рассматривается сейчас Госдумой во втором чтении.
ТРОЕЧНИКОВ ОТСТАВИТЬ
Одно из принципиальных предложений, которые поступили ко второму чтению — защитить вузы от необучаемых студентов. Мотивировка их авторов проста. Многие студенты (решившие «пересидеть» армию, пожить в большом городе или вовсе пришедшие в вуз «за компанию»), как правило,толком не учатся уже с первого курса. Вузы не торопятся их отчислять: жаль терять бюджетное финансирование или деньги студента, если он платник. Его дотягивают до конца, выдают диплом. В итоге на рынок выходит псевдоинженер, который будет проектировать самолеты, псевдоюрист, который будет защищать чьи-то интересы, псевдоврач и т.д.
В связи с этим предлагается увеличить проходной балл при приеме в вузы. Так, проходной балл ЕГЭ по профильному предмету при поступлении на бюджет предлагается установить не ниже уровня «четверки» — 50-55 баллов. Абитуриенты, чьи «профильные» баллы ниже, могут при большом желании поступить на платное отделение. Хотя некоторые чиновники считают, что троечникам нужно вообще закрыть путь в вузы. «Это дискуссионный момент. Но то, что наши вузы не должны обучать на бюджете людей, не давших себе труд освоить школьную программу по профильному предмету, очевидно», — считает председатель комиссии по образованию Общественной палаты РФ, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его словам, человеку, который пришел поступать в технический вуз с 32 баллами по математике и 40 по физике, нельзя в инженеры «ни при каких условиях». «Он не сможет осваивать сложные предметы, которыми не занимался в школе. Вероятность того, что в процессе учебы он заинтересуется предметом, мала — всего 10%», — считает ректор ВШЭ.
НЕЛЬЗЯ ЛИШАТЬ ШАНСА
Астраханские педагоги, признавая убедительность доводов коллег, тем не менее считают их неоднозначными. Так, преподаватель АГТУ Мария Андреева считает, что с хорошистами, конечно же, работать легче. Но гарантии, что из него выйдет грамотный специалист, все равно нет. «Троечник в процессе обучения может увлечься, раскрыться с разных сторон. Ведь никто не знает, почему у него раньше не складывались отношения с предметами. Точно так же может «потухнуть» «хорошист», у него пропадет интерес, и он просто будет просиживать в вузе штаны. Несложно предположить, какой специалист из него выйдет», — считает Мария Андреева (ведет социологию, культурологию и русский язык). По ее словам, чтобы из-за недобора не пострадали региональные вузы, отсев должен проходить после первой сессии. Для троечников это будет шансом попасть на «вышку» и стимулом там закрепиться.
С мнением коллеги солидарна преподаватель АГУ Ольга Никитина. С ее точки зрения, никогда нельзя лишать человека шанса. «Во-первых, дети взрослеют: 15-16 лет в конце школы — это не то что 21-22 по окончании вуза. Во-вторых, у школьника могут быть проблемы с учителями, что сказывается на оценках. И в-третьих, на ЕГЭ можно просто плохо себя чувствовать и написать на 3. Случай. Но этот случай не должен лишать ребенка будущего», — считает она. По ее словам, практика показывает, что отличники-зубрилки, как правило, выдыхаются еще в школе и в практической деятельности реализовать себя не могут.
ПОКАЖИ, ЧЕМУ НАУЧИЛИ
Еще одно нововведение касается независимых комиссий, отслеживающих качество образования в вузах. Причина — низкий уровень необходимых знаний.
В первую очередь предлагают создать комиссию по специальностям из так называемых зон риска — экономике, юриспруденции, менеджменту, социологии, медицине.
«Если мы попросим сегодняшних выпускников, допустим, экономических направлений пройти базовые тесты по основным предметам, это задание выполнит процентов 25. Экономисты, юристы, менеджеры и социологи — вот самый опасный сектор. Профессионалы, на которых есть массовый спрос. Но большая часть выпускников сегодня может разве что поговорить об экономике или праве, устойчивых профессиональных знаний у них нет. Критическая ситуация и с инженерными, и с медицинскими направлениями», — комментирует поправку Ярослав Кузьминов.
Данные поправки минобр уже поддержал. Но пока неизвестно, одобрят ли их парламентарии.
Ксения Яваева,
"Горожанин" № 48, 05.12.12.