Член Общественной палаты России Борис Якеменко прокомментировал перевоз знаменитой «Троицы» Андрея Рублёва в Троице-Сергиеву лавру – место рождения легендарной иконы.
«"Троица" – единственное "достоверная" икона Рублёва – принадлежность кисти Рублёва остальных всего лишь догадки и плоды учёных изысканий. Но даже если бы ничего, кроме неё, от Рублева не осталось, этой иконы было бы достаточно для понимания масштаба дара и глубины святости этого человека.
Рублёв это одна из тех фигур, которые были порождены уникальным четырнадцатым веком, веком исихазма и русского предвозрождения. Его величие парадоксальным образом не совпадает с тем, что мы знаем о нем. А мы не знаем почти ничего. Ни где и когда родился, ни кто он был, ни как его звали в миру. Знаем, что ездил много, бывал во Владимире, Серпухове, Москве, Звенигороде, Троице, возможно, в Царьграде. Везде работал.
Даже после смерти он продолжал порождать вопросы и недоумения – многим известна загадочная и легендарная история "обнаружения" Петром Барановским надгробной плиты его захоронения в Андрониковом монастыре. История эта считается мистификацией, но как тогда быть с тем, что еще в далеком 1993 году в Иосифо-Волоцком монастыре архимандрит Иннокентий Просвирнин в алтаре Петропавловского храма показывал мне ларец с черепами Даниила Черного и Андрея Рублёва?
Рублёва называют учеником Феофана Грека (действительно, Андрей в 1405 году вместе с Прохором из Городца и Феофаном работает в кремлевском Благовещенском соборе), но, как мне кажется, это не совсем так – слишком разнятся манеры и формы образного выражения Истины у того и другого. Феофан слишком резок, строг, типично византийски ригористичен (посмотрите роспись Спаса Преображения на Ильине) – Рублев мягок, плавен, негромок, небросок, как пейзаж среднерусской полосы. Его "Троица" написана "в похвалу преподобному Сергию", "дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего". Сказано очень точно – Андрей учил не смотреть, а взирать, не читать молитву, а творить.
Иконы, созданные им, убедительнее всяких слов доказывают исключительную духовную высоту этого человека, его способность постигать духовные истины и делать других людей соучастниками радости постижения этих истин.
Уже в наше время Андрей Рублёв был причислен к лику святых. Однако его святость сознавалась уже несколько столетий назад. Оценивая духовное значение Рублева и иконописцев его круга, преподобный Иосиф Волоцкий писал в своем "Завещании": "Андрей Рублев, Савва, Александр и Даниил Черный зело прилежаху иконному писанию и толиико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся".
О гибели икон Рублёва сообщалось в летописях, "Стоглав" в 1551 году призывал писать образа, как писал Рублёв. Его духовное деяние стало предметом легенд и страстных споров, с его именем безоговорочно на протяжении столетий соединялось все лучшее, что было в древнерусской иконописи.
И вот "Троица" возвращается домой. Туда, где была создана и где провела не одно столетие»,
Своим мнением по поводу исторического возвращения великой иконы вы можете поделиться в комментариях.