В начале августа 2014 года президент Владимир Путин подписал закон о реформировании системы ОСАГО. В закон внесён целый ряд изменений, что позволяет усилить защищённость автовладельцев от разного рода посягательств, как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны страховщиков. Одним из важных изменений можно назвать безальтернативное прямое возмещение убытков, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
Названы и конкретные сроки оформления страхового случая. Теперь срок возмещения убытков с 30 до 20 дней с момента подачи в страховую компанию полного пакета документов. При этом пострадавший может выбрать между денежной выплатой и направлением автомобиля на ремонт. Закон вступил в силу со второго августа, с момента его подписания.
Раньше, как известно, во внимание принималось количество лет безаварийной езды. Чем больше был этот срок, тем меньше оказывалась стоимость полиса. В данный момент такое положение во внимание не берётся. Во всяком случае, в Астрахани. Об этом неоднократно заявляли автовладельцы, которым пришлось оформлять новые полисы ОСАГО. Ни стаж, ни безаварийное вождение просто не учитывалось. При этом стоимость полиса оказывалась практически в два раза дороже. Почему так случилось, клиентов в известность не ставили. Но становится ясно, когда узнаёшь, что предполагалось вступление в силу поправок в Закон об ОСАГО. И именно эти поправки направлены на увеличение страховых взносов. Это, естественно, и послужило причиной неоправданного затягивания оформления документов. К тому же страховщики всеми правдами и не правдами старались предложить автовладельцам различные дополнительные услуги. К примеру, страхование жизни и здоровья.
Изменения в закон об ОСАГО ещё на этапе принятия, в то время, когда шло их обсуждение, были некоторой таинственностью. Было много споров и противоположных суждений. Может быть, это и привело к разного рода недоразумениям в среде астраханских автомобилистов.
Как известно, закон об ОСАГО и поправках в него в Государственной думе обсуждался довольно долго. Во всяком случае, первые поправки были вынесены на обсуждение ещё в 2012 году, хотя Закон о гражданской ответственности начал действовать в стране с 2003 года. Тогда система урегулирования отношений между страховщиками и пострадавшими в ДТП состояла в том, чтобы пострадавший обращался в ту компанию, в которой был застрахован виновник дорожного происшествия. При таком варианте пострадавший не имел никаких проблем с компенсацией убытков, если страховая компания оказывалась состоятельной и ответственной. А вот если было всё наоборот, тогда пострадавшему приходилось пройти огни, воды и медные трубы, в том числе и судебные инстанции, прежде чем он получал законные выплаты.
В 2009 году автомобилистам разрешили выбирать страховщиков по своему усмотрению. И когда случалось ДТП, они могли обращаться за возмещением или в свою компанию, где приобретён полис, и где застраховался, ил в ту, где застрахован виновник происшествия. Казалось бы, при таком решении вопроса возмещения убытков всё должно было оказаться просто, но на самом деле всё осложнилось, потому что некоторые страховщики и до этого выплачивали компенсации с большой неохотой, теперь получили возможность всеми правдами и неправдами отправлять клиентов за выплатой в другую компанию.
Эта практика оказалась порочной. Госдуме пришлось вносить существенные поправки в законодательство о гражданской ответственности. Так вступил в силу закон об ОСАО с поправками, подписанный 2 августа 2014 года президентом страны. Теперь в случае ДТП, где только два участника и ущерб причинён только железу, потерпевший должен обратиться в свою страховую компанию, то есть, туда, где приобретён страховой полис. У страховщика теперь нет возможности отправить его в компанию виновника ДТП. Такой подход должен не только улучшить ситуацию с выплатой по ОСАГО, но и в целом повысить качество услуг. Надо полагать, что на новый уровень качества услуг смогут выйти только те страховые компании, которые ответственно относятся к своему бизнесу.
Следует отметить такой факт: с первого сентября текущего года владельцы полисов КАСКА и ОСАГО могут обращаться к своему страховщику напрямую для урегулирования убытков от ДТП с ущербом до 50 тысяч рублей. Но для этого нужно будет в целях доказательства предоставить фото или видеосъёмку автомобилей с повреждениями на месте происшествия, а также данные, зафиксированные с применением глобальных навигационных спутниковых систем. А в таком случае вызывать работников ГИБДД на место ДТП не обязательно.
По разным причинам с рынка услуг автострахования в последнее время ушло несколько компаний. Эта тенденция, собственно, не могла остаться незамеченной. В результате переговоров и компромиссов удалось достичь варианта, устраивающего всех: и страховщиков, и автовладельцев. И уже в октябре, по предварительным данным, тарифы ОСАГО будут увеличены на 24-30 процентов. Стало быть, и сами полисы станут дороже на 500-600 рублей. Таковы прогнозы аналитиков. Они же предсказывают, что и в дальнейшем тарифы будут увеличиваться. Только так, мол, можно решить проблему убыточности страхования ОСАГО. Особенно непредсказуемых и неадекватных, каких больше всего на Дальнем Востоке, в центральной части страны и в Южном Федеральном округе, куда, кстати, относится и Астраханская область.
Согласно новых поправок, предполагается введение тарифного коридора. Его определять будет Центробанк. Страховщики считают, что это позволит конкурировать, позволяя устанавливать ту или иную стоимость подсчёта ущерба в пределах установленного финансового коридора. Очень важным можно считать сокращение досудебных разбирательств между страховщиками и страхователями, а также снижение допустимого износа деталей. Раньше определялась страховая выплата на ремонт автомобиля в размере 80 процентов, теперь она будет 50 процентов. В случае отказа в продаже полиса, страховая компания может быть оштрафована на 50 тысяч рублей. Ну а если возникнут какие-то разногласия в сумме компенсации, автовладелец имеет право обратиться в суд.
В общем, изменений много. Только вот все ли они будут воплощены в жизнь? У нас ведь как иногда бывает? Поставим большие задачи и цели. Разрекламируем. А вот как дело дойдёт до воплощения в жизнь – сразу же находятся какие-нибудь оговорки и поправки.
Борис Касаткин, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 40 (600), 17.10.2014 г.