При всей противоречивости системы ЕГЭ нельзя отрицать, что она продумана и во многом логична. Не менее противоречивы и нынешние выпускники.
Гадай теперь: это дети такие недалекие или учителя настолько усердно работают, что к 11 классу ученики не научились элементарно смотреть на требования экзамена, прежде чем идти его сдавать. Я склоняюсь к первому, но и учительский фактор не менее важен. В 2015 году дети одной из сельских школ Астраханской области сдавали профильную математику. Для сведения: КИМы тогда содержали 21задание: девять легкого уровня и 12 повышенного. Поголовно выпускники осилили только первую часть. Сложные номера попытались сделать немногие, а уж решить их правильно смогли единицы. А почему? Потому что, как потом сказал мне один из этих выпускников: «Нас этому вообще не учили». Прекрасно. Для сравнения: в другой сельской школе, где математику преподает заслуженный учитель России и просто грамотный педагог, каждый год результаты по «профилю» выше среднего в регионе. Просто и честно. Без подсказок и шпор. Благодаря обычному обучению.
Но вернемся к выпускникам. Если зайти в популярные подростковые «паблики» «ВКонтакте», можно увидеть такие записи: «То чувство, когда у тебя экзамены, а ты пьешь чаек и целуешь кота», «До экзаменов две недели, а я все еще тупой». Да, это далеко не показатель всех выпускников. Да, это злободневно и остроумно. Кроме того, самоирония и честность никогда не повредят, тем более, что экзамены оказывают давление на психику. Но все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Особенно если представить, что такие записи публикуют те же не знающие, что такое антитеза, школьники.
Нынешних непослушных детей впору уже пугать злой бабой ЕГЭ. Собственно, это и делается. Правительство решило ввести аналог единого государственного экзамена в 4 классе (в четвёртом классе, Карл!). В этом году он проводился впервые. В 2015 году планировали провести Всероссийскую проверочную работу по трем предмета за курс начальной школы: русскому языку, математике и окружающему миру. В нынешнем учебном году эти планы воплотили.
Если раньше под промежуточными проверочными работами понимали стандартные тесты, школьные сочинение и контрольные работы, которые школы определяли самостоятельно, то по новой программе задания для такой аттестации подготавливают на федеральном уровне. Такая проверочная работа проводится первый год, а потому особого значения для оценок детей или их перевод в следующий класс не имеет. Однако напуганные вечными экспериментами российского министерства образования учителя действительно восприняли нововведение как аналог такого страшного ЕГЭ. Четвероклассников усердно «гоняли» по проверяемым предметам. А мы знаем, как происходит приоритетное изучение некоторых предметов – в ущерб остальным. Полное совпадение с ЕГЭ, согласитесь.
Более того, нервные учителя начальных классов восприняли нововведение не только потому что настолько «запуганы» постоянными маневрами и опытами министерства образования. Еще в 2015 году Наталья Третьяк, первый заместитель главы Минобрнауки РФ, сказала, что промежуточная аттестация в четвёртом классе станет ещё одной возможностью для педагогов повысить уровень квалификации и помочь отстающим ученикам. Действительно, насчет квалификации не поспоришь. Ваша школа соответствует государственным стандартам обучения, ученики написали тест отлично, значит, и вы отличный учитель, ловите плюшки и миллионерскую прибавку к зарплате. Но как быть с помощью отстающим в обучении детям? Мы все прекрасно знаем, что когда большое количество детей «натаскивают» на решение не менее большого количества тестов и заданий, вероятность непонимания объяснений у учеников выше. Гораздо выше, чем, если бы тот же материал детям объясняли неспешно и глубоко, стараясь действительно донести и научить, а не бездумно вбивая в головы детей умение правильно тыкать ручкой.
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685).
Продолжение следует.
AST-NEWS.ru
«Какая фамилия у Пушкина?»Показательная картина: 2016 год, за пять минут до экзамена по русскому языку, собирая в туалете последние интеллектуальные силы, группа выпускниц Каспийской столицы атакует друг друга вопросами: «А что такое антитеза?», «А какие вообще вопросы в тесте?», «У сочинения есть структура? Какая? Скажи, я сейчас на ноге запишу». Полный, потрясающий провал. Тут знаменитый Шариков сказал бы: «Уж мы их учили, учили…».
Гадай теперь: это дети такие недалекие или учителя настолько усердно работают, что к 11 классу ученики не научились элементарно смотреть на требования экзамена, прежде чем идти его сдавать. Я склоняюсь к первому, но и учительский фактор не менее важен. В 2015 году дети одной из сельских школ Астраханской области сдавали профильную математику. Для сведения: КИМы тогда содержали 21задание: девять легкого уровня и 12 повышенного. Поголовно выпускники осилили только первую часть. Сложные номера попытались сделать немногие, а уж решить их правильно смогли единицы. А почему? Потому что, как потом сказал мне один из этих выпускников: «Нас этому вообще не учили». Прекрасно. Для сравнения: в другой сельской школе, где математику преподает заслуженный учитель России и просто грамотный педагог, каждый год результаты по «профилю» выше среднего в регионе. Просто и честно. Без подсказок и шпор. Благодаря обычному обучению.
Но вернемся к выпускникам. Если зайти в популярные подростковые «паблики» «ВКонтакте», можно увидеть такие записи: «То чувство, когда у тебя экзамены, а ты пьешь чаек и целуешь кота», «До экзаменов две недели, а я все еще тупой». Да, это далеко не показатель всех выпускников. Да, это злободневно и остроумно. Кроме того, самоирония и честность никогда не повредят, тем более, что экзамены оказывают давление на психику. Но все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Особенно если представить, что такие записи публикуют те же не знающие, что такое антитеза, школьники.
«Мы не учимся, мы готовимся к ЕГЭ»Конечно, говорить о тотальной неподготовке к экзаменам сейчас нельзя. Дети начинают готовиться к ним буквально с начальной школы. У моих знакомых за последние два года перед экзаменами сменилось около трех-пяти репетиторов, каждый из выпускников хоть раз посещал курсы для подготовки к ЕГЭ. А уж позвать гулять одиннадцатиклассника – обреченная затея. «У него же экзамены» – звучит так же, как «У него же ветрянка» или «Она же ногу сломала». Из ЕГЭ сделали культ. Систему поклонения Священным Ста Баллам и религию удачных КИМов. Причём, как ни прискорбно, когда ещё не успевают отгреметь залпы основного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса, новоявленных десятиклассников сразу же начинают муштровать для сдачи заветного ЕГЭ. Школьники готовятся к экзаменам, а в свободное от этого время учатся по школьной программе. Не наоборот. «Я не учу физику, я готовлюсь к ЕГЭ» – сказал один мой знакомый после вопроса о простом физическом процессе. Заданий по нему нет на экзамене, а потому и в школе преподавать его не обязательно. Ещё персонаж книг о Гарри Поттере, Долорес Амбридж, верно заметила, что система образования направлена не на получение практических знаний, а на успешную сдачу экзаменов. И такая система сегодня мерило интеллекта?
Часть третья. Государство«Я в четвертый класс пойду, пусть ЕГЭ научат!»
Нынешних непослушных детей впору уже пугать злой бабой ЕГЭ. Собственно, это и делается. Правительство решило ввести аналог единого государственного экзамена в 4 классе (в четвёртом классе, Карл!). В этом году он проводился впервые. В 2015 году планировали провести Всероссийскую проверочную работу по трем предмета за курс начальной школы: русскому языку, математике и окружающему миру. В нынешнем учебном году эти планы воплотили.
Если раньше под промежуточными проверочными работами понимали стандартные тесты, школьные сочинение и контрольные работы, которые школы определяли самостоятельно, то по новой программе задания для такой аттестации подготавливают на федеральном уровне. Такая проверочная работа проводится первый год, а потому особого значения для оценок детей или их перевод в следующий класс не имеет. Однако напуганные вечными экспериментами российского министерства образования учителя действительно восприняли нововведение как аналог такого страшного ЕГЭ. Четвероклассников усердно «гоняли» по проверяемым предметам. А мы знаем, как происходит приоритетное изучение некоторых предметов – в ущерб остальным. Полное совпадение с ЕГЭ, согласитесь.
Более того, нервные учителя начальных классов восприняли нововведение не только потому что настолько «запуганы» постоянными маневрами и опытами министерства образования. Еще в 2015 году Наталья Третьяк, первый заместитель главы Минобрнауки РФ, сказала, что промежуточная аттестация в четвёртом классе станет ещё одной возможностью для педагогов повысить уровень квалификации и помочь отстающим ученикам. Действительно, насчет квалификации не поспоришь. Ваша школа соответствует государственным стандартам обучения, ученики написали тест отлично, значит, и вы отличный учитель, ловите плюшки и миллионерскую прибавку к зарплате. Но как быть с помощью отстающим в обучении детям? Мы все прекрасно знаем, что когда большое количество детей «натаскивают» на решение не менее большого количества тестов и заданий, вероятность непонимания объяснений у учеников выше. Гораздо выше, чем, если бы тот же материал детям объясняли неспешно и глубоко, стараясь действительно донести и научить, а не бездумно вбивая в головы детей умение правильно тыкать ручкой.
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685).
Продолжение следует.