Сдать и выжить или Почему ЕГЭ не показатель знаний. Часть 3.
Как уже было сказано, никаких последствий несдача «младшеклассного» единого экзамена за собой не несет. Результаты аттестации не являются переводными в среднюю школу. Проверку работ осуществляет сама школа. Для исключения подтасовок результатов введена система выборочной проверки тестов. По итогам тестирования ребятам не выставляются оценки. И даже баллы. Цель этой аттестации – проверить, на каком уровне по отношению к федеральному образовательному госстандарту (ФГОС) находится конкретное учебное заведение, а также класс или ученик. Другими словами, пока аналог ЕГЭ в четвёртом классе по сути ЕГЭ не является, а служит лишь способом отслеживать успеваемость и эффективность работы многострадальных учителей-бюджетников в стране.

А еще Наталья Третьяк говорила, что проверочная работа поможет подготовить четвероклассников к сдаче экзаменов в девятом и одиннадцатом классах. Ежегодные проверки знаний детей, по мнению министерства образования, станут стимулом для ребят изучать школьные предметы глубже. То есть, по логике министров каждодневные «натаскивания» пока ещё свободно мыслящих умов на определенный набор проверочных заданий, обучение бездумному«тыканию» в варианты ответа, вместо умению найти его самостоятельно логическим путем каким-то чудодейственным способом явится для школьников толчком к покорению гранитно-научных вершин. Говорю по личному опыту и опыту моих знакомых. Экзамены – всегда стресс. Даже если выпить всю валериану мира. Даже если знать предмет на высший балл. Даже если быть гением в том или ином предмете. Сладкие речи замминистра да не тешат пусть ваш слух. И приготовьтесь, беззаботной жизни у школьников теперь, увы, не будет даже в начальной школе.

«Время, назад!»
Время. Вторая ценность на экзамене после знаний. На третьем месте стоят дополнительные бланки ответов, которые ещё не факт, что доедут до школьников. Времени не хватает. Катастрофически не хватает на русском, на литературе. На тех предметах, где нужно писать большие сочинения. Да ещё и писать их по всем критериям, чтобы ни одна комиссия не придралась. На ЕГЭ по литературе помимо тестовой части по прозе и лирике в 2016 году нужно было написать пять сочинений. Логичных, связных, корректных сочинений. На всю работу выпускникам отводится 3 часа 55 минут.

Если вы не отличаетесь энциклопедическими литературными знаниями или талантом четко формулировать свои мысли, то заканчиваете работу вы быстро. Если же работаете тщательно, продумывая каждое из пяти сочинений и сопоставляя свои мысли с критериями проверки, то времени вам не хватает. У меня предложение. Почему бы людям, придумывающим правила сдачи ЕГЭ, не сесть самим на 3 часа 55 минут и не попробовать написать злосчастные сочинения. Но не просто написать, а написать работу на 100 баллов. Этого же министры хотят от учеников. Так пусть докажут, что имеют право этого требовать. А по-хорошему необходимо увеличивать время экзамена по литературе.

Тут стоит сказать, что время ни одного экзамена не превышает 3 часов 55 минут, потому что по нормам на всех письменных работах, длящихся более четырех часов, необходимо делать перерыв. А это лишние материальные затраты. Отличная возможность для списывания. Государство на такие жертвы вряд ли пойдет. Но, если вспомнить о выпускниках (все-таки это они сдают экзамены, а не строгие дяденьки из министерства) школьники, не успевшие дописать работу или переписать её из черновика, как один согласны просидеть хоть пять, хоть шесть часов, но в спокойствии сдать экзамен. Всё-таки ЕГЭ определяет будущее молодежи. Возможность поступить в престижный ВУЗ должна зависеть от знаний и усердий ученика, а не от его умения «укладываться» в определенное время.

«Тебе осталось писать 25 минут»
А вот время, отведенное на экзамен по русскому языку, в этом году сократили. Вместо 3 часов 55 минут выпускники вынуждены были успеть за 3 часа 30 минут. Двадцать пять минут на экзамене бывают решающими. За это время можно переписать из черновика несколько абзацев или решить практически всю тестовую часть.

Возникает вопрос: зачем сокращать? Складывается впечатление, что выпускникам стараются всеми силами помешать получить хорошие баллы по ЕГЭ. Как иначе это объяснить? Более того, многие узнали о том, что лишились лишних двадцати пяти минут только в день самого экзамена и непосредственно в пункте его проведения. Разумеется, тут вполне уместно и логично упрекнуть самих учеников, не удосужившихся отследить изменения в проведении экзамена. Но так же можно упрекнуть и министерство образования, которое очень оперативно отправляет официальные документы о переменах в ЕГЭ. Настолько оперативно, что дети узнают о них за десять минут до начала самого экзамена.

Апелляции, деньги и Евгений Онегин
Как правило, работы выпускников проверяются честно и объективно. Однако тут кроется загвоздка. Предметы Единого государственного экзамена можно разделить на два типа: те, чья проверка в меньшей степени подвержена субъективным качествам экспертов и те, что более зависят от мнения проверяющих.

К первым относятся математика обоих уровней, физика, химия – в общем, предметы, требующие четких выверенных решений. Вторую группу составляют русский язык и главным образом литература. То есть те предметы, в которых нужно размышлять развернуто, красиво, да еще и по делу. Именно те предметы, на которые выпускникам чаще всего и не хватает времени.

Такой субъективный подход некоторых умудренных проверяющих и приводит к неправильной оценке работ. Ведь школьный курс не резиновый. Ни программа, ни учителя не рассчитаны на детальное прохождение каждого произведения из кодификатора по литературе. Одни произведения дети проходят углубленно, учителя старательно «разжевывают» смысл и значение сего творения, ученики подробно разбирают характеры персонажей.

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685).
Окончание следует.