Интервью начальника РУ ФСКН России по Астраханской области генерал-майора полиции Андрея Долбни агентству «АВЕРС» и Службе Информации Астрахань FM.

Каковы результаты работы астраханского Управления?

Основная задача Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков - выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и профилактика правонарушений.

Недавно, мы подвели итоги работы. В кратце, они таковы.

Выявлено 1400 наркопреступлений, из которых, более тысячи являются тяжкими и особо тяжкими.

Из незаконного оборота изъято свыше 350 килограммов наркотических средств и психотропных веществ, в том числе порядка 140 килограммов марихуаны, 100 килограммов гашиша и около 6 килограммов героина, афганского производства.

Пресечены: 23 факта контрабанды наркотиков, противоправная деятельность одного преступного сообщества, восьми организованных и пятидесяти четырёх групп по предварительному сговору.

Было ликвидировано 90 наркопритонов.

В не меньшей мере сотрудники наших подразделений занимались и профилактикой наркопреступности. Осуществлено более тысячи профилактических мероприятий различного характера, это: акции, семинары, спортивные соревнования, конкурсы, выставки т др. Достаточно масштабно были проведены всероссийские антинаркотические акции: «Сообщи, где торгуют смертью!», «Дети Юга» и ряд других.

Что можно сказать о каналах наркотрафика через Астраханскую область? Меняется ли его объем, структура, способы сокрытия наркотиков?

Системный анализ наркоситуации в этом направлении и в данный период времени, свидетельствует о функционировании трех основных каналов поставок наркотиков в Астраханскую область и транзитом в другие регионы России.

Это:

- среднеазиатский (по которому, преимущественно, с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта поступает афганский героин);

- закавказский, это опийно – гашишный поток наркотиков, с использованием, опять же, железнодорожного и автомобильного транспорта);

- каспийский, понятно с использованием морских судов по акватории Каспийского моря. Поступает, также, гашиш и опиаты.

Сегодня мы отмечаем рост объемов контрабандно ввозимых в Россию, через территорию Астраханской области, наркотических средств.

В 2010 году сотрудниками Регионального управления были пресечены 2-е попытки контрабандного ввоза в Россию особо крупных партий гашиша, 46 и 48 кг. В феврале эти «рекорды» были побиты. Изъяли более 53 кг этого наркотика и именно, на морском направлении. В этот раз, замаскированного финиками, в транспортировочном контейнере.

Кстати говоря, организаторы наркотрафика достаточно изобретательны. Места сокрытия наркотиков самые разнообразные, это: полости контейнеров с грузом на морских судах и товарных составов поездов, полости вагонов пассажирских поездов и т.д. Встречалась даже маскировка наркотиков под пирожное и минеральную воду.

Существует ли связь между наркоторговлей и другими видами организованной преступности?

Связь прямая, тесная и очевидная.

Получаемые от незаконного оборота наркотиков значительные наличные средства вкладываются в приобретение более масштабных партий наркотиков, финансирование незаконных сделок с имуществом, в ряде случаев для попыток подкупа должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, т.е. провоцируют коррупционные проявления.

Но что крайне опасно, эти средства, являются основой финансовых потоков, питающих терроризм и бандформирования. К примеру, такие одиозные бандподполья, как «Исламское движение Узбекистана» и «Хизбут – Тахрир».

Так что, решая вопросы ликвидации каналов наркотрафика, мы вносим свою лепту в общее государственное дело борьбы с экстремизмом и терроризмом.

В конце прошлого года, в Астрахани, прошли несколько международных встреч, организованных ФСКН России, связанных с пресечением контрабандных поставок наркотиков афганского происхождения на территорию России, транзитом через нашу область. Принесли ли они ожидаемый результат?

Безусловно, принесли. В сентябре прошлого года прошло Международное совещание по вопросам пресечения контрабандных каналов поставки наркотиков из Афганистана, с участием руководителей и начальников управлений по борьбе с наркобизнесом Департаментов внутренних дел Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей Республики Казахстан, руководителей территориальных органов ФСКН по Республике Дагестан и Волгоградской области.

Также, крайне ответственным событием было проведение в октябре 2010 года, международной встречи руководителей компетентных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Прикаспийских государств (России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана). О значимости события свидетельствует тот факт, что её провёл директор ФСКН России Виктор Петрович Иванов.

Организация и проведение этих совещаний позволило нам своевременно внести необходимые коррективы в организацию оперативно-служебной деятельности Управления.

В ходе совещаний, был проведен ряд рабочих встреч с представителями правоохранительных органов государств Каспийского региона, обсуждены вопросы о порядке международного взаимодействия при проведении целевых оперативно-профилактических операций по противодействию транснациональной наркопреступности.

Реализация решений принятых по итогам совещаний нашла свое отражение в ряде совместных планирующих документов, что дало работе целенаправленный и динамичный характер.

Основной идеей такого сотрудничества, является выведение борьбы с наркотрафиком на международный уровень, а без тесного рабочего контакта стран Каспийской пятерки, такая борьба мало эффективна.

Кстати, наши зарубежные коллеги высоко оценили инициированную нашим Управлением оперативно-профилактическую операцию «Звезда Каспия» и дали понять, что готовы принять в ней участие.

На встрече были озвучены результаты проведения операции, которые подтвердили активное использование «каспийского наркотрафика». Позволили выявить новые способы их доставки и контингент лиц, специализирующихся на этом.

Всего было выявлено 13 фактов контрабанды наркотиков через акваторию Каспийского моря.

Из незаконного оборота изъято более 100 килограммов наркотических средств.

Это к вопросу об ожидаемом результате.

Традиционно считается, что потребитель наркотиков молодежь. Так ли это в Астраханской области?

Да. Молодежь является наиболее яркой и динамичной частью населения, активно интересующейся изменениями во всех сферах жизнедеятельности. Обилие источников информации и большие проблемы с воспитанием и кругозором, не позволяющие критически «отсеивать» порочное, приводят к тому, что значительная часть молодежи морально дезориентирована. Добавим сюда проблемы на рынке труда, прежде всего для сельской молодёжи. Получим следствие - попадание части молодых людей под влияние граждан дарящих, якобы, «блаженство» наркотического угара. Пробы наркотиков становятся зависимостью, чуть позже финалом жизни.

К сожалению, для Астраханской области эти процессы также характерны.

Приведу статистические данные.

В прошлом году из 497 лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений - 195 человек (или 39%) являлись гражданами в возрасте от 18 до 30 лет, 189 человек (или 38%) – в возрасте от 30 до 40 лет.

Количество лиц в возрасте 15-17 лет, состоящих на учете в ОГУЗ «Наркологический диспансер» Астраханской области, как потребляющих наркотические средства и психотропные вещества с вредными последствиями, от общего количества состоящих на учете составляет 234 человека, в возрасте 18-29 лет – 887 человек.

Таким образом, ситуация остается крайне острой. Хотя объективности ради, стоит сказать, что она, в нашем регионе значительно лучше, чем в ряде других субъектах федерации.

Но, необходимость проведения во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти Астраханской области комплекса системных оздоровительно-профилактических мер по противодействию распространения наркомании в молодежной среде с повестки дня снимать не приходится.

Как обстоят дела по выявлению фактов незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ в местах массового досуга молодежи?

На территории Астраханской области расположены 13 ночных клубов.

В прошлом году межведомственной комиссией были организованы и проведены 28 рейдов в местах массового досуга молодежи.

Помимо этого, с целью выявления каналов поставок синтетических наркотиков на территорию Астраханской области и пресечения деятельности преступных групп, занимающихся их распространением в местах массового досуга молодежи, были проведены два этапа оперативно-профилактической операции «Ночь».

В ходе мероприятий были выявлены 50 лиц, находившиеся в момент задержания в состоянии наркотического опьянения. По данным фактам были составлены протоколы об административном правонарушении.

Всего было возбуждено 9 уголовных дел.

Из незаконного оборота изъято порядка полутора килограммов наркотических средств синтетического происхождения, в том числе метамфетамин, амфетамин, JWH-018 и JWH-073.

Приведу свежий пример, эффективности и целенаправленности такой работы.

Осенью прошлого года в Управление стала поступать информация о том, что в ряде ночных клубов Астрахани вновь появился синтетический наркотик – амфетамин. По косвенным признакам было понятно, что он имеет кустарное происхождение. Началась работа и в феврале этого года гражданин 1981 года, во время сбыта наркотиков, был задержан. Во время обыска, лаборатория по производству амфетамина, была обнаружена у него дома. Там же изъяли и более 5 килограммов прекурсоров, из которых могло быть изготовлено несколько килограммов амфетамиина.

Что интересно, технологию изготовления наркотиков молодой человек почерпнул в Интернете, через него заказывал прекурсоры, которых изъяли более 5 килограммов, а доставлялись они, в том числе и кислоты, почтой. Как это возможно с точки зрения безопасности, трудно себе представить.

В процессе практической деятельности в местах массового досуга молодежи, наши сотрудники столкнулись с проблемой, связанной с отсутствием в действующем административном законодательстве Российской Федерации нормы по обязательному прохождению медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они употребляли наркотические средства и находятся в состоянии наркотического опьянения. На сегодняшний день это дело добровольное, а современные реалии и наша практика, говорят о том, что эту проблему необходимо решать в кратчайшее время.

Какова ситуация с употреблением наркотиков, изготовленных из разнообразных синтетических наркотиков, "спайсов", "солей для ванн" и прочих видов дурмана?

Следует констатировать, что представители крупного наркобизнеса находятся в постоянном поиске новых способов вовлечения молодежи в свои сети.

Так, с 2009 года на территории Астраханской области, как в прочем и в других регионах России, получило массовое распространение курительных смесей, являющихся синтетическими каннабиноидами (JWH-018, JWH-073 и др.). Они открыто продавались во многих торговых точках и пользовались большим спросом.

Бесконтрольное их распространение продолжалось до января 2010 года, когда эти вещества были внесены в Список наркотических средств и психотропных веществ. Как только это произошло, в течение 1-2 месяцев Региональным управлением ФСКН России по Астраханской области совместно с органами внутренних дел и прокуратуры распространение данных препаратов было нейтрализовано.

Всего Региональным управлением возбуждено 7 уголовных дел данной категории.

Как показывает дальнейшая практика, в настоящее время незаконный сбыт именно этих препаратов на территории Астраханской области в легальной торговой сети не наблюдается.

Вторая волна распространения подобных психоактивных препаратов на территории региона приходится на лето 2010 года. Препараты приняли новую форму и распространялись под видом удобрений для цветов, солей для ванн, средств от ржавчины и т.п.

Эти «удобрения» в короткий срок распространились по области и продавались открыто и в больших объемах в магазинах «Цветочный мир» и других торговых точках.

И вновь, после того как они стали вне закона, в короткий срок правоохранительным органам удалось ликвидировать и их повальное распространение.

По «второй волне» незаконного сбыта и хранения психоактивных препаратов, возбуждено 3 уголовных дела, из которых два - в отношении организованной преступной группы.

Но, тем не менее, проблема появления новых синтетических наркотиков и борьбы с ними в настоящее время до конца не решена.

Этот вопрос обсуждался на заседании Антинаркотической комиссии Астраханской области. Принято решение выйти с ходатайством в Правительство Российской Федерации о включении новых препаратов в Список наркотических средств, а также об издании нормативного акта, четко определяющего понятия аналогов и производных наркотических средств.

Это позволит при появлении очередных, а это произойдет обязательно, разновидностей наркотических средств, оперативно реагировать на их появление.

Расскажите об организации работы по противодействию распространению наркотического средства дезоморфин».

Дезоморфин, пожалуй, самый «грязный» наркотик. Появление его на «рынке» наркотических услуг связан, как это не парадоксально, с результативной деятельностью, как Управления, так и областных правоохранительных структур. Наркотики опийной группы приобрести стало очень сложно, да и цена их крайне велика. Наркоманы стали готовить наркотик для внутривенного потребления, что называется из подручных средств. Перечень его компонентов у нормального человека должен вызывать ужас. Кислоты, сера, вещество для чистки труб «Крот», а сейчас и средство от тараканов «Машенька». После употребления такого коктейля продолжительность жизни человека измеряется месяцами. Он просто гниет заживо.

А потому, нашим Управлением, осуществлен и продолжает реализовываться комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию притонов для потребления этого наркотика.

Неоднократно, результаты работы по противодействию незаконному обороту дезоморфина на территории Астраханской области, рассматривались на заседаниях антинаркотической комиссии Астраханской области.

Так, по результатам проведенных заседаний Минздраву и Росздравнадзору, были поставлены конкретные задачи, направленные на усиление контроля за реализацией в аптечной сети и лечебных учреждениях кодеинсодержащих лекарственных препаратов.

В настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения «Об учете комбинированных кодеинсодержащих препаратов», благодаря которому осуществляется ежемесячный контроль за объемами продаж кодеинсодержащих лекарственных средств в аптечных сетях.

Сотрудники Минздрава провели ряд рабочих встреч с руководителями аптечных сетей области, на которых рассматривались вопросы учета оборота кодеинсодержащих лекарственных средств и целесообразности замены препаратов, содержащих кодеин (и не входящих в Перечень жизненно важных лекарственных средств), на препараты аналогичного действия, не содержащие его.

Кроме того, в Государственный антинаркотический комитет Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития России были направлены предложения антинаркотической комиссии Астраханской области о введении рецептурного отпуска кодеинсодержащих лекарственных препаратов, используемых для изготовления дезоморфина.

Наша инициатива поддержана и такая норма начнет действовать в Российской Федерации с 1 мая этого года.

Работа по выявлению и ликвидации наркопритонов в Астраханской области ведётся совместно с УВД Астраханской области.

Как результат - в прошлом году, только нашим Управлением, было ликвидировано 29 притонов для потребления дезоморфина. Выявлено 210 административных правонарушений связанных потреблением дезоморфина.

В настоящее время работа в этом направлении не ослабевает.

Какая проводится работа по выявлению фактов потребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ водителями транспортных средств?

Целенаправленно и систематически.

В прошлом году, по инициативе Управления было подготовлено распоряжение мэра Астрахани «О создании межведомственной рабочей комиссии по проверке общественного транспорта малой вместимости, осуществляющего пассажирские перевозки на территории г. Астрахани».

Для повышения эффективности противодействия потребления наркотических средств водителями, осуществляющими пассажирские перевозки, проводится сверка данных о лицах, привлекавшихся нашим Управлением к административной ответственности с данными ГИБДД о лицах, имеющих водительские права. Кроме этого, эта информация сверяется с данными наркологического диспансера Астраханской области о лицах, состоящих на учете с диагнозами «наркомания».

Цель одна – не допустить за руль транспортного средства, тем более пассажирского назначения - наркомана.

В прошлом году было проведено 19 межведомственных оперативно-профилактических рейдов, в ходе которых проверено 12 автотранспортных предприятий, 43 конечных остановочных комплексов и собственно - 392 маршрутных такси.

Было установлено 35 фактов управления транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения.

В этом году водитель 1981 года рождения был обнаружен за рулём «Газели» 109 маршрута (Астрахань – Красный Яр) на улице Яблочкова в состоянии наркотического опьянения.

Другого водителя (1964 года рождения), оперативники наркоконтроля «изъяли» прямо из наркопритона, куда он приехал за рулём своего легкового такси, а после употребления опия собирался продолжить «извоз» граждан.

Но все возможные рекорды побил 33 летний таксист из Ахтубинска. Мало того, что он управлял автомобилем в наркотическом (марихуановом) угаре и у него сотрудниками Управления было обнаружено более 100 граммов наркотика, так ещё в багажнике его такси имелся полный комплект «оборудования» для его изготовления.

Что высветили эти факты?

Первое, эффективность медицинского пред - рейсового «допинг – контроля» оставляет желать лучшего.

Второе, жёсткость наказания за употребление наркотическими средствами за рулём, равно как и в состоянии алкогольного опьянения, не сопоставима с возможными трагическими последствиями, а значит, требует изменений.

Третье, владельцы такси, согласно здравому смыслу, обязаны нести солидарную ответственность, в случае установления фактов управления транспортным средством в состоянии наркотического или алкогольного опьянения водителями, работающими у них по найму.

Сказывается ли деятельность антинаркотической комиссии Астраханской области на оздоровлении наркоситуации в регионе?

С момента создания Комиссии на территории Астраханской области, комплекс общепрофилактических мер антинаркотической направленности вышел на качественно иной уровень, упорядочился, появилась система. И это вполне естественно, так как, координация министерств и ведомств осуществляется – губернатором, имеющим, как высокий должностной статус, так и целый арсенал административных мер, позволяющих повернуться к проблеме лицом, контролировать и требовать выполнение поставленных задач.

На заседаниях комиссии периодически заслушиваются главы профильных министерств и ведомств, муниципалитетов, правоохранительных структур. Вырабатывается стратегия и тактика профилактической работы в регионе.

Как итог работы антинаркотической комиссии - наркоситуация в Астраханской области, в целом, характеризуются определенной стабильностью.

Оказывает ли помощь общественность работе Вашего управления?

В значительной степени. Следует отметить, что количество сообщений по телефону доверия Управления в прошлом году, сравнении с 2009 годом, увеличилось в полтора раза. Треть из них нашла свое отражение на практике, в виде задержаний лиц совершивших наркопреступления и ликвидации притонов.

Это действенная помощь нашей работе, собственно, почему нашей? Очищение общества от наркотиков дело общее. Отрадно, что это начинает понимать всё большее и большее количество астраханцев, а значит, торговцам смертью становиться неуютно в нашем доме. Нас это радует.

Телефон доверия РУ ФСКН России по Астраханской области:

Астрахань - 8 (8512) 51-17-12

Элиста - 8 (84722) 2-66-66