Его почитание на Руси началось с глубокой древности и отражало общехристианское отношение к этому святому. В Западной Европе под его именем шли Крестовые походы, он был покровителем королевских домов, его мощи имели огромную ценность и передавались как величайшая святыня.
На Руси культ святого Георгия существовал в двух формах: культ великомученика и культ воина, победоносца. Особую популярность и распространение получил сюжет, где Георгий спасает дочь царя-язычника из пасти дракона (Чудо Георгия о Змии) – этот сюжет лег в основу наиболее распространенной иконографии святого Георгия, представляющей Георгия как победителя диавола.
С именем Георгия связаны уникальные памятники – Георгиевский храм Старой Ладоги (в нем есть интереснейшая фреска, где «укрощенного» Георгием змея тащат на верёвке), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском – последний домонгольский храм Руси.
По его образцу был построен первый каменный храм на кремлевском холме в Москве – возможно, это тоже был собор святого Георгия. Одна из самых известных домонгольских икон – образ святого Георгия, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля (некогда храмовый образ упомянутого выше Георгиевского собора Юрьева монастыря). Любовь к Георгию в народной среде хорошо отражена в духовных стихах калик перехожих:
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Рассыпалися горы высокия
По всей земле Светлорусской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле Светлорусской.
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
С праздником.
Борис Якеменко