Каждый год в первый месяц лета многочисленная армия учеников покидает стены астраханских школ. Многие из них в скором времени сменят парты на студенческие скамьи. На что же рассчитывают они в случае преодоления порога вступительных экзаменов?
Вероятнее всего, каждый из новоявленных студентов надеется на приобретение качественного образования, открывающего новые горизонты во взрослой жизни. Недаром то место, где человек получает профессиональное образование, называют alma-mater – источник его духовного становления, следующий за родительским домом и школой.
Однако смогут ли средне-специальная и высшая школа России подкрепить эти чаяния на деле?
Российское образование, подвергнутое масштабному реформированию в начале XXI в., достаточно много критикуется всеми общественными институтами. Тем не менее, идеи преобразования жёстко внедряются, усовершенствуются и, вероятнее всего, будут и в дальнейшем адаптироваться к российской действительности.
Из СМИ мы уже слышим, что школьные экзамены в текущем году проходят без скандалов, то и дело всплывавших на телевидении в предыдущие годы. Вероятнее всего, система смогла справиться с внешними факторами, как, например, подсказки в классах, использование современных средств связи... Но так ли хорошо всё обстоит с внутренней структурой ЕГЭ? Не оказывают ли выборочную поддержку школьникам сами преподаватели? Ответы на эти вопросы даст лишь время, поскольку всем известно, что правда всегда выплывает наружу.
Что же касается системы средне-специального и высшего образования, то там дела обстоят не так гладко. Время от времени появляются репортажи о поимке очередного взяточника, собиравшего деньги с учащихся для получения положительных оценок на зачете или экзамене. Увы, данная практика так и не изжила себя в российском образовании. Тем не менее, борьба с этим позорным явлением ведётся и зачастую осуществляется самими студентами, принуждаемыми к даче взятке любителем легкой наживы от преподавания.
Но не только взяточничество оказывает негативное влияние на качество образования в высшей и средне-специальной школе.
К примеру, система высшего образования в постсоветский период обросла огромным количеством учебных заведений, основной целью которых стало извлечение прибыли не, к примеру, от разработки и внедрения, а от увеличения групп платного обучения. Водной только Астрахани одно время было зарегистрировано около 70 вузов и филиалов! К текущему моменту их численность снизилась до 21 вуза, из которых три уже попали под реорганизацию. Говорить же о качестве образования в ликвидированных к настоящему времени вузах и вовсе не имеет смысла. Нужно ли такое высшее образование стране, а тем более самим студентам? Именно по этой причине хочется посоветовать нынешним выпускникам серьёзнее подходить к выбору не только специальности, но и вуза.
Другой стороной фальшивой монеты некачественного образования, ориентированного лишь на извлечение прибыли вузовским руководством и преподавательским составом, является уничтожение инициативы у молодого поколения. К чему стремиться получать знания, если можно легко сдать сессию, заказав работы «на стороне», либо непосредственно у лаборанта той кафедры, где и будет сдаваться эта квалификационная работа? Студентам проще заплатить за контрольную и курсовую, за экзамен, за дипломную работу… О какого рода специалистах можно рассуждать в такой ситуации?
Введение проверки письменных работ при помощи специализированных программ «антиплагиат» несколько улучшают ситуацию. Даже если и не удастся окончательно искоренить бездумное копирование материалов из интернета, то хотя бы придётся прочесть найденный материал в процессе его адаптации под условия программы проверки подлинности.
Тем не менее, часть студентов легко принимает заведомо фальшивые правила обучения. В такой ситуации многочисленные контрольные, курсовые и прочие квалификационные работы превращаются в фикцию, а не в очередной этап проверки знаний будущего специалиста. Даже бакалаврские и дипломные работы заказываются у различного рода «ремесленников от образования», выполняющих за студентов всю исследовательскую и теоретическую работу. Доходит до того, что выпускники даже не удосуживаются прочесть предоставленный им материал!
Вот и превращаются российские вузы в школу лицемерия. Руководители «гонят» платный набор (в особенности заочников – чтобы получить максимальную прибыль). Масса нелепых выпускников, заплативших за обучение и поэтому не слишком опасающихся подвергнуться отчислению (хотя и такие случаи бывают) в ходе обучения, заполняют отечественный рынок труда.
К сожалению, на сегодняшний день, диплом о высшем образовании стал неким атрибутом, желательным при устройстве на любую работу, вплоть до уборщицы. По качеству же знаний львиную долю этих свидетельств о высшем образовании можно сравнить со свидетельство о среднем образовании в Советском Союзе. Это факт время от времени демонстрируется, пусть и несколько в утрируемой форме, отечественными СМИ, как было, например, с выпускниками ВШЭ.
К тому же заказы письменных работ у сторонних исполнителей породили целую сеть сомнительных организаций, где, пользуясь неопытностью вчерашних абитуриентов, им «впариваются» материалы из интернета, отдалённо подходящие по смыслу заказанной работы. И таких порочных схем вокруг современного российского средне-специального и высшего образования очень много.
Одной из причин гибели Советского Союза стали не только экономические и политические проблемы. Двойные стандарты, когда идеологизированная риторика, выплескиваемая с высоких трибун, резко контрастировала с реалиями обычной жизни, породили в советском обществе апатию, скепсис по отношению к судьбе страны.
Увы, но именно это порочное явление вновь возрождается уже в нашем, российском, обществе. И для многих молодых людей оно берёт своё начало именно в стенах учебных заведений, в которые они приходят с надеждой на светлое будущее.
Вадим Куликов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 23 (682)
AST-NEWS.ru
Вероятнее всего, каждый из новоявленных студентов надеется на приобретение качественного образования, открывающего новые горизонты во взрослой жизни. Недаром то место, где человек получает профессиональное образование, называют alma-mater – источник его духовного становления, следующий за родительским домом и школой.
Однако смогут ли средне-специальная и высшая школа России подкрепить эти чаяния на деле?
Российское образование, подвергнутое масштабному реформированию в начале XXI в., достаточно много критикуется всеми общественными институтами. Тем не менее, идеи преобразования жёстко внедряются, усовершенствуются и, вероятнее всего, будут и в дальнейшем адаптироваться к российской действительности.
Из СМИ мы уже слышим, что школьные экзамены в текущем году проходят без скандалов, то и дело всплывавших на телевидении в предыдущие годы. Вероятнее всего, система смогла справиться с внешними факторами, как, например, подсказки в классах, использование современных средств связи... Но так ли хорошо всё обстоит с внутренней структурой ЕГЭ? Не оказывают ли выборочную поддержку школьникам сами преподаватели? Ответы на эти вопросы даст лишь время, поскольку всем известно, что правда всегда выплывает наружу.
Что же касается системы средне-специального и высшего образования, то там дела обстоят не так гладко. Время от времени появляются репортажи о поимке очередного взяточника, собиравшего деньги с учащихся для получения положительных оценок на зачете или экзамене. Увы, данная практика так и не изжила себя в российском образовании. Тем не менее, борьба с этим позорным явлением ведётся и зачастую осуществляется самими студентами, принуждаемыми к даче взятке любителем легкой наживы от преподавания.
Но не только взяточничество оказывает негативное влияние на качество образования в высшей и средне-специальной школе.
К примеру, система высшего образования в постсоветский период обросла огромным количеством учебных заведений, основной целью которых стало извлечение прибыли не, к примеру, от разработки и внедрения, а от увеличения групп платного обучения. Водной только Астрахани одно время было зарегистрировано около 70 вузов и филиалов! К текущему моменту их численность снизилась до 21 вуза, из которых три уже попали под реорганизацию. Говорить же о качестве образования в ликвидированных к настоящему времени вузах и вовсе не имеет смысла. Нужно ли такое высшее образование стране, а тем более самим студентам? Именно по этой причине хочется посоветовать нынешним выпускникам серьёзнее подходить к выбору не только специальности, но и вуза.
Другой стороной фальшивой монеты некачественного образования, ориентированного лишь на извлечение прибыли вузовским руководством и преподавательским составом, является уничтожение инициативы у молодого поколения. К чему стремиться получать знания, если можно легко сдать сессию, заказав работы «на стороне», либо непосредственно у лаборанта той кафедры, где и будет сдаваться эта квалификационная работа? Студентам проще заплатить за контрольную и курсовую, за экзамен, за дипломную работу… О какого рода специалистах можно рассуждать в такой ситуации?
Введение проверки письменных работ при помощи специализированных программ «антиплагиат» несколько улучшают ситуацию. Даже если и не удастся окончательно искоренить бездумное копирование материалов из интернета, то хотя бы придётся прочесть найденный материал в процессе его адаптации под условия программы проверки подлинности.
Тем не менее, часть студентов легко принимает заведомо фальшивые правила обучения. В такой ситуации многочисленные контрольные, курсовые и прочие квалификационные работы превращаются в фикцию, а не в очередной этап проверки знаний будущего специалиста. Даже бакалаврские и дипломные работы заказываются у различного рода «ремесленников от образования», выполняющих за студентов всю исследовательскую и теоретическую работу. Доходит до того, что выпускники даже не удосуживаются прочесть предоставленный им материал!
Вот и превращаются российские вузы в школу лицемерия. Руководители «гонят» платный набор (в особенности заочников – чтобы получить максимальную прибыль). Масса нелепых выпускников, заплативших за обучение и поэтому не слишком опасающихся подвергнуться отчислению (хотя и такие случаи бывают) в ходе обучения, заполняют отечественный рынок труда.
К сожалению, на сегодняшний день, диплом о высшем образовании стал неким атрибутом, желательным при устройстве на любую работу, вплоть до уборщицы. По качеству же знаний львиную долю этих свидетельств о высшем образовании можно сравнить со свидетельство о среднем образовании в Советском Союзе. Это факт время от времени демонстрируется, пусть и несколько в утрируемой форме, отечественными СМИ, как было, например, с выпускниками ВШЭ.
К тому же заказы письменных работ у сторонних исполнителей породили целую сеть сомнительных организаций, где, пользуясь неопытностью вчерашних абитуриентов, им «впариваются» материалы из интернета, отдалённо подходящие по смыслу заказанной работы. И таких порочных схем вокруг современного российского средне-специального и высшего образования очень много.
Одной из причин гибели Советского Союза стали не только экономические и политические проблемы. Двойные стандарты, когда идеологизированная риторика, выплескиваемая с высоких трибун, резко контрастировала с реалиями обычной жизни, породили в советском обществе апатию, скепсис по отношению к судьбе страны.
Увы, но именно это порочное явление вновь возрождается уже в нашем, российском, обществе. И для многих молодых людей оно берёт своё начало именно в стенах учебных заведений, в которые они приходят с надеждой на светлое будущее.
Вадим Куликов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 23 (682)