Росрыболовство будет рекламировать потребление рыбы.
Вслед за открытием магазинов "Океан" Росрыболовство намерено возродить и наглядную агитацию, призывающую есть рыбу. Об этом заявил в четверг глава ведомства Андрей Крайний. В советское время подобная реклама носила чисто познавательный характер. Не получится ли так и теперь? Ведь цены на рыбопродукцию стремительно растут. Поэтому даже "народный "минтай стал сегодня многим не "по зубам".
Агитировать за потребление рыбы Росрыболовство намерено с помощью наружной рекламы. По информации "Известий", первые билборды в российских городах могут появиться уже в марте этого года.
- Это будет выглядеть, к примеру, так. На бухан-ке черного хлеба лежит селедка. И надпись - русское суши, - то ли всерьез, то ли в шутку рассказал Крайний. - Нужно, чтобы поедание рыбы стало у нас модным.
В ведомстве надеются, что тратиться на подобную пропаганду не придется. Наглядная агитация будет размещаться на щитах бесплатно - в качестве социальной рекламы.
Инициатива Росрыболовства явно навеяна опытом советских лет. Думаю, что многие читатели еще помнят рекламные плакаты типа "Сельдь - хорошая закуска, улучшает аппетит", висевшие в многочисленных "Нептунах", "Океанах" и "Дарах моря". Сельдь в продаже, надо сказать, была. А вот дальневосточные крабы, бельдюга и нототения, которых тоже призывала есть реклама, были знакомы советским гражданам только по энциклопедиям.
Сегодня разнообразием ассортимента никого не удивишь. А вот от цен на морепродукты глаза лезут на лоб. Только за последний год рыба подорожала на 15%, а на некоторые виды - на 20-30%. В некоторых столичных магазинах даже "демократический" минтай стоит дороже 200 рублей за килограмм. И это при том, что глазури (льда) в нем - до 30%.
Вот и получается, что для того, чтобы в России появилась мода на потребление рыбы - как, например, в Корее или Японии, - одной пропаганды не хватит. Необходимы доступные цены и качество. "Известия" уже писали, что Росрыболовство затеяло возродить знаменитый советский бренд "Океан". В этих магазинах рыба будет продаваться на 30% дешевле, чем везде.
Вчера глава Росрыболовства назвал города, в которых уже точно будут открыты "Океаны". Это Архангельск, Мурманск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Астрахань, Москва и Санкт-Петербург. В одной только столице предполагается открыть не менее пяти торговых точек.
Что же касается "традиционных" супермаркетов, то на сотрудничество с ними Росрыболовство, похоже, уже и не надеется. Так, по словам Крайнего, компания "Метро" требует от рыбаков уплату ретробонуса (процента от реализации продукции) в размере 20%. Наторговал на 100 млн - 20 млн изволь отдать ритейлеру.
В свою очередь, "Ашан" в конце прошлого года рассылал поставщикам рыбной продукции "письма счастья", где предлагал "друзьям компании" поздравить ее несколькими сотнями тысяч рублей.
Все это приводит к тому, что наценка на рыбу составляет 50-70%, сокрушаются в Росрыболовстве.
- Недавно разговаривал с черноморскими промысловиками, которые реализуют рыбу по 20 рублей за килограмм. Они приехали в Москву, увидели свою рыбу по 120 рублей и ужаснулись, - рассказывает Крайний.
Самое обидное, что никакой управы на зарвавшихся торговцев и перекупщиков пока нет - в России ритейлеры вправе устанавливать любую торговую наценку. При том что во вполне рыночной Японии она не может превышать 8%.
Алексей Аронов, "Известия", 31.01.09.