Астрахань утратила многие памятники архитектуры, включая летний театр в саду «Аркадия». Этот шедевр деревянного зодчества сгорел в 1976 году. До Октябрьской революции в саду был прекрасный ансамбль зданий деревянного зодчества, включая вокзал (увеселительное здание с музыкой и танцами, можно сказать дискотека), клуб общественного собрания. На этом фоне особенно выделялся сказочно-былинный театр с остроконечными башенками и ажурной резьбой.
Астраханский купец второй гильдии Константин Полякович из собственного сада с летним театром решил сделать общественный сад для гуляний, о чём известил местную власть 27 апреля 1886 года. Администрация города изъявила согласие, и ансамбль (архитектор П.В. Шкателов) был построен в 1899 году. Для работы приглашались лучшие мастера-резчики, а дерево для постройки приобретено в Нижегородской губернии. «Аркадия» названа в честь древнегреческих райских садов.
Публичный сад стал исключительно популярным местом гуляния, несмотря на то, что находился не в центре города. Вход днем был бесплатным.
За время своего существования здание театра повидало множество знаменитостей. Здесь гастролировал театр Станиславского и Немировича-Данченко, давали концерты известные певцы: Л.В. Собинов, М.П. Максакова, В.В. Барсова, А.Д. Вяльцева, А.И. Батурин и М.Д. Александрович.
Парк первый раз горел в 1898 году, но был восстановлен и стал краше прежнего. При советской власти парк переименовали в честь Карла Маркса, отсюда пошло народное название «Карлуша», но чаще называли «Аркашка». Парк пережил революцию и две войны, но сгорел со зданием летнего театра в эпоху развитого социализма в 1976 году.
Летний театр в саду «Аркадия». Начало 20-го века
Справа от парка было настоящее болото (солончак), которое в последствии намыли песком при углублении городской реки Кутума.
Вход в сад Аркадия до Октябрьской революции
Так выглядил вход в Парк культуры и отдыха имени Карла Маркса в 1958 году. Над входом добавился портрет главного могильщика капитализма Карла Маркса.
В дневном летнем кинотеатре демонстрировались «Тихий Дон» и «Летят журавли».
Творческая группа астраханцев решила воссоздать макет театра в масштабе 1:40
С руководителем группы Андреем Пальцевым встретился губернатор Александр Жилкин.
«Десять лет ушло на сбор информации и материалов, ещё год кропотливой работы – на создание самого макета. Эту работу мы сделали вместе с сыном Евгением и другом Владимиром Никифоровым», – рассказал Андрей Пальцев.
Работа над макетом, без преувеличения, ювелирная. Так, каждую резную деталь выпиливали 4 часа. «Инструмент очень тонкий, хрупкий, толщиной с иголку. Поэтому работали медленно и аккуратно», – пояснил мастер. Мельчайшие детали, воспроизведённые по оцифрованным архивным фотографиям, сделаны из груши, клёна, бука. Крыша – из меди. В планах авторов – сделать макеты входных ворот и других строений, которые входили в единый архитектурный ансамбль с театром.
Примечательно, что сам Андрей Пальцев – потомок того самого астраханского купца второй гильдии, мецената Константина Поляковича, по приказу которого и построили деревянный летний театр. По семейной легенде Пальцевых, братья Поляковичи для наружного украшения театра закупили в Вятке у лучших мастеров около 250 резных элементов.
Авторы макета хотят, чтобы их творение увидели как можно больше горожан.
Глава региона обещал мастерам помочь с экспозицией макета. В частности, он предложил для этого выставочный зал Театр Оперы и Балета.
В публикации использованы материалы из живого журнала Владимира Дергачёва