Поступившая в редакцию жалоба астраханских рыбаков на беспредел, творящийся на территории Республики Калмыкия, заставила обратиться нас к депутату Государственной Думы от Астраханской области Олегу Шеину.

«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Олег Васильевич, к нам в редакцию и к вам лично поступила жалоба от астраханских рыбаков, которые подверглись нападению со стороны калмыцкой фирмы. Как вы оцениваете этот факт?

ОЛЕГ ШЕИН: Республика Калмыкия каждый раз преподносит Астраханской области сюрпризы. Даже в Чечне, где идут военные действия, люди не просят предоставления им политического убежища. А из Калмыкии уже второй случай на моей практике. Вот, например, сейчас депутат Государственной Думы Ковалев ходатайствует о предоставлении политического убежища одной из гражданок Калмыкии. За оппозицию к местной власти дочери этой женщины были избиты и одна изнасилована. И вот опять недавний случай с астраханскими рыбаками. Добывая рыбу на приграничной территории Республики Калмыкия на легальных основаниях, пятеро астраханских рыбаков были захвачены сотрудниками частной фирмы ООО «Артезиан-рыба», зарегистрированной в Калмыкии и занимающейся рыбопромыслом в этой же зоне Каспийского моря. С оружием в руках астраханцам стали объяснять, что в этих водах российских законов не существует, а существуют законы фирмы «Артезиан-рыба». Угрожая расправой, от них потребовали сдать 10 тонн уже пойманного сазана и по цене, установленной ООО «Артезиан-рыба», сдавать рыбу в последующем. К тому же рыбаки стали очевидцами, как охранники фирмы расстреляли из автомата баркас, принадлежащий патрульной службе рыбоохраны Республики Дагестан. Мои избиратели обратились ко мне с просьбой направить их письмо в Генеральную прокуратуру.

С прокуратурой по поводу Калмыкии мы общались и в прошлом году. Дело в том, что на трассе Астрахань - Волгоград, которая проходит и по территории Калмыкии, распоряжением руководства Республики Калмыкия был установлен так называемый «экологический пост». На протяжении нескольких лет с каждой(!) проезжающей машины на этом посту собирался экологический сбор - 50 рублей. Деньги уходили в некий загадочный экологический фонд при президенте Калмыкии. И только весной прошлого года после жесткого вмешательства Генпрокуратуры закончился этот «экологический» беспредел.

«ФАКТ»: А почему же вы не обратились в прокуратуру Республики Калмыкия?

ШЕИН: Обращался, но прокуратура РК писала, что, да, мол, это незаконно, но делать мы ничего не будем.

Между Калмыкией и Астраханью не разрешен еще один вопрос - земельный. Так, в июне прошлого года правительство Калмыкии инициировало судебное разбирательство в Казанском окружном арбитражном суде с требованием опротестовать сделки по землепользованию под предлогом того, что Астрахань не вправе их регулировать. И суд, насколько мне известно, опротестовал одну из зарегистрированных в Астрахани операций по землепользованию как незаконную.

Территориальная проблема между Астраханской областью и Республикой Калмыкия действительно существует. Это проблема «черных земель»: степных территорий, расположенных вдоль железнодорожной трассы Астрахань - Кизляр. Население, проживающее на этой территории с 1943 года, рассматривалось как астраханцы, голосовало как избиратели Астраханской области и получало разрешение на землепользование в Астраханской области. Теперь их хотят вернуть обратно в Калмыкию. Но только 10 процентов жителей «черных земель» калмыки, остальные - русские, татары, дагестанцы, туркмены, и желающих возвращаться в степную республику нет. А если 10 тысяч человек не хотят жить под руководством Кирсана Николаевича, то пытаться вернуть их в Калмыкию из-за одного только желания восстановить историческую справедливость означает спровоцировать конфликт.

«ФАКТ»: Если дело обстоит так, как вы говорите, то, видимо, Кирсану Николаевичу неинтересно перед выборами получать обратно такое нелояльное к нему наследство. Ведь очевидно, что жители «черных земель» проголосуют против Илюмжинова?

ШЕИН: Думаю, не стоит преувеличивать степень «демократизма» избирательной системы в Республике Калмыкия. Ведь говорят: «Главное не как голосуют, а как считают». Сегодня идет серия разбирательств по опротестованию итогов предшествующих выборов в Народный Хурал РК. Значительная часть населения республики считает, что выборы прошли с грубейшими нарушениями.

Но есть еще одна проблема территорий между нашими регионами, связанная с островами на Каспийском море. В 1956 году, когда образовалась Республика Калмыкия, граница между Астраханью и Хальмг Тангч (Республика Калмыкия) была обозначена как береговая линия. Но за последние два года со стороны Калмыкии наблюдались попытки поднять свой флаг над шестью островами Каспийского моря, а затем в Хальмг Тангч заимели виды уже на все 28 островов, большая часть которых принадлежала Астраханской области. И такой интерес вполне объясним: зона Волго-Каспийского канала в руках предприимчивого человека «заплодоносила» бы только от водоканальных сборов за проход судов на территорию Калмыкии и от добычи нефти в непосредственной близости от дельты Волги.

Разведка нефти в этих районах уже проводилась. Кирсан Николаевич широко рекламировал свой новый проект, который назвал «Острова счастья». По поводу «Островов счастья» я не иронизирую. Все это описывалось в центральной прессе примерно так, что на островах будут установлены нефтяные вышки, возведены церкви, дополнительные искусственные насыпи и что Интернет войдет в дом каждого. При этом в Калмыкии далеко не во всех селах есть обычные проводные телефоны. И все это «счастье» должно было создать ООО «Калмнефть». Однако, если территория Калмыкии провозглашена офшором, то Каспий - это не офшор, а федеральные воды, и только Федерация может давать разрешение на добычу углеводородного сырья.

Освоение Северного Каспия с целью добычи нефти могло негативно отразиться на экологии северной части Каспийского моря. Поэтому разрекламированная акция закончилась «пшиком». В конце прошлого года сотрудники надзорных органов ликвидировали создаваемые базы. В частности, на острове Жемчужный обнаружены большие горы мусора. К тому же правительство РФ вмешалось в ситуацию, объявив в прошлом году этот остров памятником природы, имеющим федеральное значение, и поручило осуществлять природоохранную функцию администрации Астраханской области.

В связи с незаконными действиями со стороны Республики Калмыкия по островам в Каспийском море и «черным землям» я направлял депутатские запросы в администрацию Президента, правительство РФ, Генпрокуратуру и полпреду Президента по Южному федеральному округу господину Казанцеву. Так вот, ото всех я получил ответы. Единственным, кто ни разу не отреагировал на поднятые проблемы, был Виктор Казанцев, который по роду службы должен был бы откликнуться в первую очередь. Даже по закону. Есть правила делопроизводства, и на письма, которые тебе посылают (тем более депутат Государственной Думы), необходимо отвечать.

Светлана ДОДОНОВА,

"Факт и компромат" № 8, 02.03.2005 г.