В этом году городские школы получат от муниципального бюджета на содержание помещений, вывоз ТБО и дезинсекцию только 50% от необходимых средств. Оставшуюся половину они должны заработать сами.

Тема финансирования хозяйственной деятельности школ стала ключевой на совместном заседании комитетов областной думы по образованию и по социальной политике. По мнению депутатов, испытание самоокупаемостью выдержат не все школы г. Астрахани.

Школы ищут спонсоров

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 83, который поделил бюджетные учреждения на казенные, бюджетные и автономные. Они отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от бюджета. Финансирование бюджетного учреждения осуществляется за счет субсидии из соответствующего бюджета. То есть школы должен содержать муниципалитет. Однако муниципальное образовательное учреждение может привлекать внебюджетные источники финансирования — выполнять работы, оказывать услуги за плату. А вырученные средства использовать по усмотрению директора: содержать помещения, проводить косметический ремонт. И этим бюджетное учреждение отличается от казенного.

Тем не менее, в этом году мэрия заложила на финансирование большинства школ только половину средств. В полном объеме финансируются только «казенные» учреждения, которых в городе 17. Остальные, по мнению чиновников, должны зарабатывать самостоятельно. Сумма месячного «заработка» образовательных учреждений Астрахани составляет порядка 10 миллионов рублей, а на каждую школу в месяц приходится около 60 тысяч.

Учитель должен учить

По словам заместителя мэра по социальным вопросам, начальника управления по образованию и науке Владимира Коломина, финансирование заложено «с учетом возможности учреждений». «Больше половины городских школ справится с муниципальным заданием и покроет эту сумму, — убежден Владимир Коломин. — Но если по объективным причинам у школ будут загвоздки, городские депутаты примут поправки в бюджет. И одной из строк станут как раз расходы на «подстраховку». Мы понимаем, что не все школы смогут заработать. Ведь есть гимназии, расположенные в центре города, а есть школы в отдаленных микрорайонах, например, в поселке Мошаик». Одним из источников дохода, по его мнению, может стать аренда пищеблоков.

Между тем, в школах обеспокоены таким поворотом событий. «От аренды пищеблоков в среднем получается 20-30 тысяч рублей в месяц, — рассказал «Горожанину» директор одной из астраханских школ. — Где взять оставшуюся сумму? Продавать детские поделки?

Организовывать платные кружки? Все равно набегут только копейки. На мой взгляд, учитель должен учить, а не думать, как заработать. Точно так же, как врач — лечить, а воспитатель — воспитывать. Представьте, что будет, если поликлиники перейдут на аналогичную систему? Один укол бесплатно, а второй - за деньги? Такого быть не должно». «Школы вынуждают вставать на коммерческие рельсы. Да, у нас будет возможность вводить плату за дополнительные занятия, но не у всех родителей есть на это деньги. Микрорайон у нас небогатый. Поэтому не представляю, как школы смогут выжить, — говорит директор МОУ «СОШ № 74» Надежда Гоголева. — А ведь нужно не только заплатить за «коммуналку», но и проводить текущий ремонт здания, которое ветшает, обеспечивать учреждение хозяйственно-бытовыми материалами (тряпками, ведрами и т.д.) и канцтоварами».

Пострадают родители

По мнению руководителя фракции КПРФ в облдуме Александра Кочкова, некоторые школы от безвыходности могут начать «зарабатывать» на родителях. По его словам, такие случаи в городе уже имели место. Владимир Коломин отметил, что в подобных ситуациях родителям стоит сообщать о данных фактах в управление по образованию и науке. Однако где гарантия, что все подобные случаи будут преданы гласности?

По мнению ряда депутатов, не преступая границ закона, чиновники тем не менее преступают некие этические нормы. «Я не понимаю, что значит: школа должна сама зарабатывать деньги, — говорит депутат облдумы Александр Башкин. — Сегодня мы всеми способами стараемся отвлечь подростков от пагубного влияния улицы, снизить процент алкоголизации населения. Мы зовем молодежь в спорт, пропагандируем здоровый образ жизни. Подростков не так-то просто пригласить в бесплатные секции, что уж говорить о платных, которые предлагается организовать в школах. Я понимаю, что данное решение созрело в мэрии не от хорошей жизни и продиктовано финансовыми проблемами. Но «разруливать» ситуацию нужно никак не за счет сферы образования. С точки зрения логики, этики, школы не должны участвовать в рыночном процессе».

Ксения Яваева,

"Горожанин" № 7, 27.02 2013 г.