От кого надо спасать уникальный географический и производственный объект?
На севере Астраханской области, недалекого от города Ахтубинск в пустынной котловине расположилось соленое озеро Баскунчак - крупнейшее не только в России, но и в мире месторождение озерной соли. Это единственное действующее месторождение России, где добыча ведется с поверхности и нет необходимости в шахтах.
Территория озера - промышленного объекта, находится в хозяйственном ведении ООО «Руссоль», а территория вокруг Баскунчака – в ведении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Богдинско-Баскунчакский».
Добыча соли на Баскунчаке велась еще с сарматских времен, уникальность озера состоит в его способности воспроизводить соляной пласт на поверхности. Источником соли служат окружающие котловину грунты над куполами Баскунчакского соляного массива. Выпадающие в районе озера дожди и снег просачиваются сквозь насыщенный солью грунт, и рассолы в виде подземных и поверхностных вод стекают в котловину. Из-за жаркого климата вода с поверхности озера быстро испаряется, оставляя соляную корку толщиной от 6 до 40 метров. При разумной добыче и сохранении водного баланса запасы озерной соли в Баскунчаке можно считать неисчерпаемыми.
Но глобальные изменения климата в последние годы изменили сложившийся веками баланс. В аридных зонах, к которым относится и Баскунчакская котловина, средние температуры повышаются, а осадков выпадает все меньше, соответственно снижается количество поверхностных стоков и падает уровень подземных вод. Работавшая в районе озера научная экспедиция НИИ озероведения Российской академии наук пришла к неутешительному выводу: водный баланс озера существенно изменился из-за глобального потепления, и озеру угрожает пересыхание.
По данным исследователей, годовой сток в озеро не превышает 260-280 мм в год, а испаряется с поверхности озера не менее 460-540 мм в год. Расчет исключительно на питание озера подземными водами не имеет достаточных оснований, так как уровень грунтовых вод в свою очередь зависит от атмосферных осадков. Расчет на фильтрацию воды через карстовые полости из расположенной в, примерно, 50 км Волго-Ахтубинской поймы также не имеет достаточных оснований. Факты говорят об обратном: в августе слой воды над соляной коркой в Баскунчаке не превышает 10-15 см, а до 60 % поверхности озера вообще не покрыто водой, в результате соль на поверхности начинает высыхать и нарастает риск ветровой эрозии со всеми последствиями – Баскунчак может ожидать грустная судьба Аральского моря.
И.о. директора НИИ озероведения РАН, доктор географических наук Ш.Р. Поздняков:
- Прежде всего мы изучали водный баланс озера. В этом нам помогала спутниковая съемка. Ни для кого не секрет, что среднегодовые температуры на Земле растут, в результате меняется количество осадков, в аридных зонах их выпадает все меньше, а Баскунчак находится как раз в такой зоне, его уровень определяется двумя факторами: осадками и притоком подземных вод, которые в свою очередь, также во многом зависят от осадков. Мы выяснили, что выпадающие осадки не компенсируют объем испарения воды с поверхности озера и, если процесс и далее будет также продолжаться, то тонкий слой воды на поверхности озера над коркой соли может вскоре совсем исчезнуть.
Ученый неоднократно работал в составе экспедиций на Аральском море и предупреждает, что, если не принимать мер, Баскунчак может ожидать сходная судьба.
НИИ озероведения предупреждает, что проблема в Астраханской области зреет сложная, нуждающаяся в системном, комплексном подходе. Прежде всего, необходимо прекратить влияние непродуманных антропогенных факторов, к которым, прежде всего, относятся дамбы, окружившие озеро более полувека назад, когда воды было достаточно. Сейчас даже точно неизвестно, кто строил дамбы: одни утверждают, что дамбы строил комбинат «Бассоль», чтобы предотвратить нанос ила в озеро, а в местных пабликах излагается более вероятная версия – дамбы строили военные, которым было неудобно форсировать вброд местные, набухающие весной ерики и ручьи. Дело в том, что расположенный рядом с Баскунчаком Ахтубинск – это крупный испытательный центр ВВС России, здесь находится штаб-квартира и основные полигоны Главного летно-испытательного центра МО РФ им. В.П. Чкалова, недавно отметившего 100-летний юбилей. Со временем, по мере развития технологий, оборудование, которое ранее устанавливали военные, утратило смысл, было демонтировано и от былой военной истории Баскунчака остались лишь бесхозные дамбы.
Как бы то ни было, у дамб нет хозяина, не удается обнаружить в архивах и проектную документацию, связанную с их строительством. А влияние на водный баланс Баскунчака эти дамбы оказывают негативное. Только в одном рукотворном заброшенном «море» на речке Горькая депонируется более 70 тыс. кубометров соленой воды. Каждое такое рукотворное озерцо, с одной стороны, испаряет большое количество воды со своей поверхности, становясь еще более соленым, с другой – такая масса воды создает подпор подземным водам, препятствуя их проникновения в чашу Баскунчака.
Из отчета экспедиции: «Отсутствие или затруднение поступления поверхностного стока воды с различных частей водосбора в оз. Баскунчак связано с наличием построенных во второй половине 20 века различного рода плотин и дамб в устьях временных и постоянных водотоков. Это глухие плотины (например, цепочка плотин в долине р. Горькой) или дамбы с водопропускными отверстиями или без них (устье р. Улан-Благ или группы Северных ручьев), при этом современное состояние водопропускных отверстий, как правило, не позволяет осуществлять должное поступление стока в озеро».
В случае удаления искусственно созданной плотины, в озеро Баскунчак поступит объем воды, заключенный между 0-вой и 3.5-метровой изобатами, исходя от отметки высоких вод. При этом резко сократятся безвозвратные потери воды на испарение с поверхностных площадей в долине р. Горькая, восстановится поверхностный сток с площади бассейна и будет обеспечен возможный дополнительный приток грунтовой воды, благодаря устранению подпора из водохранилища.
Разумеется, ученые предлагают не просто механический снос дамб, неуправляемый рукотворный процесс слишком далеко зашел и потребуется строительство на месте дамб определенных сооружений, позволяющих восстановить естественный природный водоток без негативных последствий для окружающей среды. Кроме того, снос дамб – это лишь часть, хотя и первоочередная работа для спасения Баскунчака, сохранения окружающей экосистемы и возможности людей жить в окрестностях озера.
Ученые не скрывают – если события пойдут по негативному сценарию, озеро Баскунчак в конце концов может стать источником соленых пыльных бурь, вести хозяйственную деятельность и жить рядом с ним станет невозможно. Кроме того, рядом природные и сельскохозяйственные угодья Волго-Ахтубинской поймы тоже могут пострадать.
ООО «Руссоль», ведущее разработку озерной соли в Баскунчаке, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с требованием признать дамбы бесхозными и обязать ФГБУ «Государственный природный заповедник «Богдинско-Баскунчакский», на территории которого они находятся, снести две дамбы на речке Горькая – на ее бассейн приходится почти половина водосбора Баскунчака.
Оппонентами «Руссоли» выступила часть астраханских экоактивистов, поддерживающих спорную позицию Богдинско-Баскунчакского заповедника. В социальных сетях высказываются три основных возражения.
Первое: вокруг нечаянно сотворённых человеком водоемов сформировались биоценозы, и они пропадут, если дамбы снести.
Втрое: если дамбы снести, в озеро поступит «грязь», которая испортит соль.
Третье: поверхностные стоки играют незначительную роль, озеро почти полностью питается подземными водами, при этом источник этих подземных вод и их ресурсы активисты не называют.
В экспедиции НИИ озероведения принимали участие биологи, изучавшие биоценозы в том числе и в районе упомянутых рукотворных водоёмов.
Кандидат биологических наук И.В. Беляков:
- Мы изучали биоценозы и могу сказать, что водоемы, о которых говорят, искусственные, даже если снести дамбы, эти водоемы не исчезнут, естественный сток воды восстановится, но всегда будут какие-то углубления, где вода будет скапливаться. Околоводная растительность также не исчезнет. То есть, вода никуда не денется, напротив, возможно, она будет даже несколько менее соленой чем сейчас. Население этих водоёмов очень бедное, как в любом другом гиперсоленом водоеме, ничего краснокнижного в них нет. Биота в этих водоемах не может полноценно развиваться, так как высокая плотность воды не дает перемешиваться слоям, а ближе ко дну кислорода нет, но есть сера, там на дне мы видели микрофлору, типичную для сернистых вод. То есть, ничего необычного, говорить о том, что там сформировался некий уникальный биоценоз, нуждающийся в охране – это очень сильное преувеличение. Вода в водоемах соленая, выпадают кристаллы соли, в пресной воде такого быть не может. Вокруг водоемов мы видели скелеты молодых сайгаков, трупы лисиц.
Ученые считают, что восстановление естественного водотока, напротив, улучшит условия обитания животных.
Ответ на опасения, что будет поступать грязь в озеро в случае сноса дамб, содержится в отчете НИИ – на месте дамб предлагается строительство других сооружений, не мешающих естественному стоку вод.
Идеи активистов насчет подземных вод также не выдерживают проверки на месте: ученые НИИ отмечают, что уже сейчас уровень подземных вод бывает ниже уровня соляного пласта, то есть, подземные воды не могут гарантировать сохранение озера, тем более, основной их источник – это тоже атмосферные осадки, научных доказательств фильтрации воды из рек поймы нет.
Другая группа астраханских экоактивистов, напротив, поддерживает идею восстановления естественного стока вод в Баскунчак, обращая внимание как раз на угрозу пересыхания озера. В пабликах социальных сетей Астраханской области разгорелась оживленная дискуссия – от кого надо спасать Баскунчак, и вообще – надо спасать Баскунчак или дамбы вокруг него?
Интересно, что еще в 2006 г. руководство Богдинско-Баскунчакского заповедника обращалось в ОАО «Бассоль» (его правопреемником стало ООО «Руссоль») с просьбой снести дамбы и восстановить естественный сток воды в озеро. Примечательно, что аргументы в 2006 г. руководство заповедника выдвигало слово в слово те же, которые содержатся в отчете НИИ озероведения РАН за 2020 г.: «… произошли изменения водного режима ерика Горькая речка, повысилась минерализация водоема, произошло увеличение засоленности почв». И далее: «На научно-техническом совете заповедника было принято решение рекомендовать руководству предприятия «Бассоль» привести в естественное состояние гидрологический режим ерика Горькая речка, путем демонтажа дамбы до первоначального русла».
Трудно сказать, что подвигло одних и тех же людей в течение сравнительно небольшого времени менять свою точку зрения на прямо противоположную. Возможно, развитие «дикого» туризма в районе горы Большое Богдо, как раз в долине ерика Горькая речка, где у дамбы есть удобные места для палаточных лагерей, возможно, что-то другое. Но пока идут споры, Баскунчак теряет воду. Ученые предупреждают: если упустить время, процессы могут начаться необратимые и просто сносом дамб предотвратить экологическое бедствие уже не удастся.