Все районные прокуратуры Астраханской области проверили ход проведения единого государственного экзамена в каждой школе региона. Многие называют вскрывшийся в Володарском районе факт решения за учеников учителями заданий показательной поркой и неким предупреждением. Другие говорят, что во все времена на итоговых экзаменах преподаватели выручали своих воспитанников. В общем, регион в общероссийской массе, пусть небольшим нарушением с ЕГЭ, да засветился. Педагог, задержанный за решением тестов, ответит по административной статье КоАП.
Прокуратура Володарского района Астраханской области возбудила административные производства в отношении лиц, допустивших нарушения порядка проведения ЕГЭ. Речь идет о дне, когда старшеклассники из нескольких сельских школ в здании общеобразовательной школы №2 Володарского района сдавали тесты по математике. Во время экзаменов некоторые ученики умудрились вынести из класса рукописные контрольно-измерительные материалы (КИМы, как их называют в народе), которые передали родителям, «дежурившим» для этого за школой. Оперативная информация о том, что же происходит на задворках учебного заведения, долетела до правоохранительных органов. Прибывшие на место оперативники регионального УФСБ в детско- юношеской спортивной школе, расположенной неподалеку от Володарской СОШ, обнаружили учителя из села Тумакской. Тот сосредоточенно выполнял задания по математике для учеников своего класса. После того, как этот случай прогремел на всю Астраханскую область, прокуратура взялась за тщательную проверку, а общественность разделилась на тех, кто поддерживает ЕГЭ с его жесткими требованиями, и тех, кому искренне жалко измученных школьников.
- Дочь несколько дней «питалась» одними успокоительными, - рассказывает мама выпускницы Ирина Николаевна. – Самое ужасное, что в состоянии стресса наши дети находятся во время подготовки к ЕГЭ, в ходе его проведения и в период ожидания результатов. Во время решения тестов ребят и вовсе пугали, мол, кого уличим в списывании, ждет большой штраф. Еще и некоторые педагоги после сгущали краски. К примеру, детям из класса, где учится мой ребенок, одна учительница сказала: будьте готовы подавать апелляцию. Представляете, что значит это страшное слово для и так запуганных детей?
Многие родители, столкнувшиеся с аббревиатурой ЕГЭ, считают: подобная система выявления знаний у детей уничтожает образование. Ведь система тестов не способна полностью раскрыть уровень подготовки, всегда есть элемент случайности. Ребенок может неординарно мыслить, а сейчас детей загоняют всех в одни тестовые рамки. Как в этом случае российская образовательная система может выявить талант и индивидуальность ребят?
- У нас в прошлом году выпускница из Володарского района, сдав ЕГЭ на высокий балл, получила возможность учиться в МГИМО на бюджетной основе, - опровергает родительское мнение министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. - Могу привести еще много примеров, которые подтвердят, что ни о каком уничтожении образования речи нет. К тому же ЕГЭ - это не только тесты. Вы в этом можете убедиться, внимательно ознакомившись с текстом экзамена. Можно спорить о контрольно-измерительных материалах, можно спорить о содержании ЕГЭ. И даже нужно спорить. Но в том, что ЕГЭ лучше, чем бывшая система выпускных и вступительных экзаменов, я убежден. Не могу согласиться и с тем, что прежняя система сдачи экзаменов была гуманнее к детям. Раньше предусматривалось обязательность экзаменов по восьми предметам. Кроме того, на этапе вступительных испытаний в вуз или ссуз абитуриент сдавал еще четыре экзамена. Нагрузка на ребенка, таким образом, была значительно больше. Основное преимущество ЕГЭ как раз и заключается в возможности совместить выпускные и вступительные экзамены и создании равных условий для всех учащихся.
Министр Гутман отметил, что в регионе действительно есть школы, показывающие низкий уровень знаний детей при подготовке к ЕГЭ. Однако есть и выпускники, которые по праву могут гордиться своими результатами. Так, по химии три астраханки получили максимально возможный результат - 100 баллов, рубеж в 90 баллов преодолели восемь школьников. По этому же предмету чуть более 3% ребят не набрали и минимальных 33 баллов, установленных Рособрнадзором. Задания по английскому языку не смогли одолеть 8,5% школьников, по немецкому – почти 30%. Возможно, это именно тот самый процент детей, которые не справились с нервным напряжением и кому так была необходима помощь педагогов. Последние, кстати, тоже отмечают: во все времена двоечников и троечников на итоговых вытягивали. А теперь детям приходится прятаться от экзаменационной комиссии по школьным туалетам с телефонами и диктовать кому-то задания по этому страшному слову ЕГЭ.
Что касается прославившегося Володарского района, в отношении учителя, помогавшего своим воспитанникам, возбуждено административное производство по ч. 4 ст.19.30 КоАП РФ – нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной аттестации. Педагогу, у которого зарплата и так не бьет фонтаном из кошелька, придется заплатить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Конкретную сумму определит суд. Досталось и руководителю пункта проведения экзамена - директору средней школы из села Мултанова, и инспектору отдела образования Володарского района, которые отвечали за меры информационной безопасности на всех этапах проведения ЕГЭ. Им, как должностным лицам, придется выплатить штраф уже в размере от 5 до 40 тысяч рублей, его окончательную сумму также утвердит суд. Возбуждать уголовное дело в отношении преподавателя Володарский отдел милиции не стал за
отсутствием в действиях педагога состава преступления. Да и по какой статье УК РФ его привлекать - «Переживание за своих воспитанников»?
Александр Егоров,
"Известия. Волга-Каспий"