Штрафы водителям – новый вид налога?

Один мой знакомый (водитель от Бога, причем любых категорий) с появлением камер на дорогах стал, разумеется, получать штрафы с оных. Какое-то время он их получал, мирился, платил, старался учитывать промахи и ездить лучше (он за рулем 30 лет, за это время ни одной аварии, где он был бы виновен).

Штрафов меньше не становилось. Вернее, их количество немного уменьшилось, потом стабилизировалось на новом уровне и уже не падало.

Он решил провести эксперимент – в ущерб делу и тем задачам, которые ставит перед собой любой водитель, он начал фанатично соблюдать все правила, как безумный следил за всякими мелочами (хотя это на дороге практически невозможно)…

… Штрафы продолжали приходить, причем встречалась всякая дичь, типа штрафов за неправильную парковку – он стоял в пробке. Он посмотрел, как их оспаривать – это занимало месяцы и в итоге, чтобы вернуть тысячу, нужно было заплатить за хлопоты около пятнадцати. Он посоветовался со знакомыми, такими же опытными как он – у них была такая же ситуация. Он опросил случайных, малознакомых людей…

Он не нашел ни одного человека без штрафов.

В итоге он плюнул на все это и стал ездить как ему удобно, а штрафы платить перестал. Но будучи человеком любознательным, он исследовал эту тему внимательно и поделился со мной выводами. Они были следующими (по статистике из официальных сообщений) – рост штрафов за последние пару лет превысил все мыслимые отметки (то есть население на глазах теряет культуру вождения) при парадоксальном сокращении числа ДТП. Это все равно как если бы на войне после долгого затишья началось генеральное сражение, а в госпитали и братские могилы в это же время резко сократился приток раненых и убитых. Единственным объяснением официальных лиц данного парадокса было то, что камер стало больше и они стали совершеннее.

Он объяснял происходящее иначе. В мире не существует идеального порядка. Представим себе, - говорил он, – обычный день дома. Невольно что-то уронишь, толкнешь, разольешь, поцарапаешь. Если за все это штрафовать, то лучше утром не вставать с кровати. Вспомним итальянскую забастовку, когда на производстве начинают выполнять все инструкции и работа встает. То есть камеры настроены на то, чтобы все равно бесконечно тебя на чем-то ловить и брать за это деньги. – Деньги главное, – продолжал он, – Не воспитательный момент, а деньги. Как могла возникнуть «скидка на штраф»??? Ведь штраф это наказание за проступок. Какая может быть финансовая скидка на наказание? Юридический опыт показывает, что «скидка на наказание» возможна только при кардинальном изменении личности преступника, его раскаянии, то есть при условии, что рецидив невозможен, а не за скорость исполнения наказания. Это обычный рынок, – вопрошал он, – или все-таки борьба за повышение качества езды на дорогах? Если есть скидка на штраф, значит, это рынок, где главное – быстро получить деньги. Хотя бы какие-то. – А видел ли ты, – спрашивал он меня, – чтобы государство занималось воспитанием культуры вождения, пропагандировало ее (раньше, например, были даже художественные фильмы типа «Инспектор ГАИ»). Этого нет в принципе. Камеры делают так, что каждый человек за рулем оказывается на крючке. Тормози любого и шантажируй – у него точно есть к чему придраться. То есть опять же главное – получить деньги. То есть это бизнес.

Я задумался. В эту тему я никогда не вникал, хотя увлечение камерами (особенно на распознавание лиц) мне давно казалось избыточным. Мне самому стало интересно посмотреть статистику и какие-нибудь исследования на эту тему. Буду смотреть.

Борис Якеменко