Штучный товар: какие украшения везут из Казахстана в Россию

Ювелирные традиции Казахстана имеют богатую историю. Раньше по браслету, серьгам или кольцу можно было определить принадлежность к роду, социальный статус и даже регион, откуда человек родом. Современные украшения казахстанских ювелиров вобрали в себя древние сакральные смыслы, а заказы на эксклюзив приходят со всего мира.

На какие казахстанские украшения стоит обратить внимание российским импортёрам, порталу Impkaz.ru рассказал глава Лиги ювелиров Казахстана Кайсар Жумагалиев.

— В чем уникальность ювелирных изделий Казахстана?

— В основном пользуются популярностью изделия из серебра ручной работы. Это исконно казахская национальная традиция.

— Оцените, пожалуйста, долю экспорта казахстанских ювелирных изделий в Россию.

— В настоящее время доля казахстанских ювелирных изделий невелика. Как правило, это изделия, созданные в штучном экземпляре на заказ для казахстанской диаспоры в России. Они отправляются в основном в Москву и Санкт-Петербург. Основная причина небольшой популярности — это другое отношение к ювелирным изделиям. Россияне отдают предпочтение украшениям, выполненным в европейском стиле. Больше внимания обращается на вставки, чем на золотое обрамление. Тогда как для азиатских регионов характерна любовь в полновесным золотым изделиям (в отличие от пустотелых украшений, полновесные льются из цельной ювелирной проволоки — прим. Impkaz.ru).

— На каких мастеров вы бы порекомендовали российским импортерам обратить внимание? 

— Это изделия таких мастеров, как Светлана Чусовитина,  Мукашев, Сергей Лущенко, Марс Доненбаев, Роман Ан. Они изготавливаются вручную, в них видна рука мастера и поэтому они ценятся. 

— Как казахстанские ювелирные компании продвигаются на российском рынке?

— Как я уже сказал, продвижение осуществляется только через частные заказы. Хорошо помогают международные выставки. К примеру, на выставке в Ереване в 2016 году практически полностью французами была выкуплена серебряная коллекция Сергея Лущенко, выполненная в национальном стиле. Конечно, работа по продвижению казахстанской ювелирной продукции только началась, и здесь надо использовать возможности цифрового маркетинга. Мы работаем в этом направлении.

— Год назад была озвучена инициатива создания единого евразийского ювелирного бренда, который помог бы развитию ювелирной отрасли Казахстана, России и других стран Евразийского экономического союза. Как продвигается проект? 

— На “Евразийской неделе”, которая проходила 25-27 сентября 2019 года в Бишкеке, было принято решение об ускорении процесса создания евразийского ювелирного бренда. Решено организовать евразийское ювелирное бюро для координации этой работы. Конкретные сроки не озвучивались, примерно к концу года. 

— Изначально в проекте единого евразийского ювелирного бренда Казахстану отводилась роль «завода по сборке» ювелирных изделий из золота, серебра и платины, которые будут поставляться из других стран ЕАЭС (России, Беларуси и Армении). Будут строиться новые заводы под проект или будут задействованы те мощности, которые уже есть в стране? 

— Да, в начале проекта обсуждался вопрос о сборке продукции в Казахстане. Но подсчеты показали, что это повлечет за собой увеличение себестоимости продукции, поэтому рассматривается вопрос об открытии в Казахстане предприятий по изготовлению продукции с полным циклом. Этому способствует более низкая налоговая нагрузка и более простое прохождение таможенных процедур. 

Сейчас в правительстве рассматривается вопрос включения в специальную экономическую зону "Астана — Новый город" ювелирной фабрики ТОО "Ювелирная компания Luca", которая будет ориентирована только на экспорт. 

— Вы нередко называете главной проблемой казахстанской ювелирной отрасли контрабанду. Как российским импортерам казахстанских украшений не нарваться на контрафакт? 

— Контрабанда стала общей проблемой для стран-участниц ЕАЭС. В Казахстане самая гуманная ответственность за нарушение законодательства об обороте драгоценных металлов, что конечно же привлекло контрабандистов. В Казахстане очень много турецкой продукции, которая выдается за изделия российского производства. На них стоит российское пробирное клеймо, указана российские производители. Здесь нужен комплекс совместных усилий как самих производителей, так и государственных органов.

Большинство казахстанских ювелиров работают на заказ. Массового производства изделий в национальном стиле нет, поэтому российские импортеры в любом случае будут работать непосредственно с самим производителем. Это исключает случаи приобретения контрафакта. И конечно же, за каждым изделием будет стоять история. Это подделать невозможно.


Ювелирные традиции Казахстана

О казахских национальных украшениях рассказывает ювелир и исследователь ювелирных традиций Алияр Байетов. Его коллекции — это современные традиционные казахские украшения, в которые вкладывается сакральный смысл.Сегодня, как и столетия назад, традиционные казахские ювелирные изделия создаются из серебра и золота. Они могут быть инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (жемчугом, рубинами, топазами) или самоцветами (кораллами, хрусталем, яшмой, халцедоном, аметистами, бирюзой, сердоликами).

«Мои заказчики в России — в основном российские казахи, которые стремятся сохранить традиции своего народа. Я всегда подробно объясняю, что означает тот или иной орнамент, форма или камень. Как правильно носить украшение, кому оно подходит», — сказал Байетов.

Раньше по кольцу, серьгам или браслету можно было точно определить, кто перед вами: из какого региона этот человек, какой у него социальный статус и семейное положение.

Считалось, что украшения уберегают от злых духов, очищают и исцеляют. В жизни тюркских народов было три главных события: рождение, женитьба и смерть. С ними связаны главные ювелирные традиции. Издавна ювелирные украшения носили в основном казахские женщины, поэтому речь пойдёт о них.

Первое украшение в жизни девочки —  амулет yкi аяк (“совиные когти”), который вешался на люльку. 

Первые серьги для маленьких девочек должны были оберегать от голосов потусторонних сил. Они делались из серебра. Во многих культурах серебро наделяется магическими свойствами, а когда оно темнеет, это считается знаком того, что с организмом что-то неладное. 

До замужества украшения девушки с каждым годом становились все ярче и массивнее, символизируя расцвет юной красавицы и привлекая внимание женихов.

Первые золотые серьги на уши невесты надевала сваха, что означало замок (девушка занята и вот-вот выйдет замуж).

Самые роскошные украшения девушка надевала на свадьбу. Ювелирные наборы невесты весили около трех килограммов. Считалось, чем больше серебра — тем чище девушка.

Замужние женщины обязательно носили массивные серебряные украшения на груди. Казахи верили, что это убережет от сглаза и не даст прокиснуть грудному молоку у кормящих мам.

Традиционное казахское украшение, которое сегодня можно встретить в модных ювелирных коллекциях по всему миру, — бес блезик (буквально переводится как “пять камней”). Изделие представляет собой браслет, переходящий в кольца. Бес близик показывает род мужа. Перед тем, как вступить в брак, девушка проходит инициацию, как бы умирает для своей родительской семьи, переходит в семью мужа и надевает бес блезик.

Заботливая и добрая свекровь удостаивалась особого подарка от мамы невесты — кольца сватьи, обычно инкрустированного каменьями.

Древняя традиция — носить парные браслеты на каждой руке с юности до смерти. Они должны были быть сплошными, без обрывов. Считалось, что через пространство в браслете могут пробраться темные силы. Такие магические браслеты было принято передавать по наследству, когда женщина умирала.

Источник: https://impkaz.ru/