Можно только порадоваться за астраханских водителей. Раньше их стоянки на конечной были не более 30 минут и многим этого времени, наверное, не хватало. Тогда и пришла в чью-то гениальную голову идея ввести «тихий час».
Одна за одной «газели» возвращаются с маршрута и занимают место в стойле таких же жёлтых уставших колымаг. При этом царит неописуемая тишина, ни одного объявления не висит и даже, казалось бы, только опохмелившаяся диспетчер не беспокоит пассажиров.
Одна машина, вторая, вот и третья подошла, и никто не едет. Пассажиры обеспокоенно переминаются с ноги на ногу и не смеют побеспокоить вальяжно расхаживающих и сидящих в теньке обладателей прав на управление микроавтобусом. Затем один из них, самый смелый и нетерпеливый, выясняет причину задержки - у них обед, целый час. И когда начался этот час - пятнадцать или пятьдесят минут назад - никто не говорит!
По всему городу стоят на кольце кругового маршрута в ожидании люди. Да что с ними будет! А если и устанут, то и у них должен быть обед. Чтобы не спеша покушать, поваляться, послушать радио и с новыми силами кататься аж до 21.00. Как известно, после этого детского мира поголовье «газелей» разъезжается по домам, и эстафету принимают таксисты. Если крепко подумать, то иногда складывается такое впечатление, что владельцы такси специально платят газелистам, лишь бы те пораньше домой вернулись.
Хорошо, но ведь если есть обед, то даже с ним водители не укладываются в норму отдыха, то есть попросту постоянно находятся в уставшем, не отдохнувшем состоянии. Так вводите вторую смену и катайтесь до одиннадцати на всех маршрутах и до двенадцати на основных, в чём проблема? И обедайте себе, хоть обобедайтесь на здоровье!
Помимо этого на самих водителей постоянно давят владельцы маршрутов, повышая на сотню план. Вот и приходится возить с шести утра до девяти вечера, по пятнадцать - подумать только! - часов ежедневно. В общем, вечно жалующиеся на жизнь газелисты дошли до откровенного саботажа. Никто никого не обязан куда бы то ни было вести, всё нормально. Потом начнутся коллективные завтраки, полдники и ужины. Всенепременно для этого нужно собраться всем за одним столом, рассказать новости на дорогах, обсудить дальнейшее развитие транспортной сети региона. А можно и похерить эту сеть целиком - просто не ехать никуда и никому ничего не говорить. А в это время другие маршруты едут переполненными, и водитель упрашивает всех «потесниться». Характерно, что во время крупных дорожных рейдов все маршруты обходятся без перегруза, и всем людям хватает маршруток! Вот только для этого приходится сокращать интервал, то есть стремиться к рациональной норме, а не к тому отрезку времени, который может растянуться внезапно на целый обед.
И пока настоящий общественный транспорт не выйдет на улицы города, мы продолжим помогать решать проблемы газелистов всем миром. Ведь они такие бедные и несчастные, что проезд в Краснодаре стоит 10 рублей, в Волгограде одиннадцать, а в Астрахани почему-то тринадцать. Чем астраханский транспорт лучше краснодарского на 20% не ясно, даже наоборот.
Но у нас всегда есть возможность заплатить больше и прокатиться с ветерком, пусть и стоя. Ибо куда бы мы без газелек уехали? Правильно, в город без пробок и наглых несущихся желтых пятен. А вы хотите жить в городе без пробок, в котором можно смело оставаться до полуночи в гостях или кино, не боясь не доехать до дома? Пишите по этому поводу и сообщайте о фактах подобных сиест на других маршрутах.
Айнагуль Щербачко-Байчурина,
"Факт и компромат" № 38, 26.10.2012 г.