Областная дума во втором чтении приняла закон о выборах губернатора Астраханской области. Депутаты несколько смягчили так называемый «муниципальный фильтр» для кандидатов. Однако оппозиционные партии по-прежнему считают его фактически непреодолимым.
При обсуждении законопроекта в первом чтении дискуссию вызвали нормы, устанавливающие так называемый «муниципальный фильтр» для кандидатов в губернаторы. Смысл его в том, что претендующий на должность главы региона должен заручиться поддержкой депутатов и глав администраций муниципальных образований. Вопрос — в каком объеме.
Федеральное законодательство предусматривает планку от пяти до десяти процентов. Астраханские парламентарии остановились на планке в семь процентов. Несмотря на сопротивление оппозиции, предлагавшей снизить ее до минимальных пяти процентов, эта поправка не прошла. Как, впрочем, и предложение руководителя фракции «Единой России» Ирины Родненко поднять ее до восьми процентов. А вот доля муниципальных образований, в которых кандидат должен заручиться поддержкой, снизилась ко второму чтению со 100 до 75 процентов районов и округов. Как пояснил председатель облдумы Александр Клыканов, это минимальная норма, ниже которой опуститься не позволяет федеральное законодательство. При этом местный депутат или глава вправе поддержать лишь одного кандидата, а голоса оформляются и заверяются нотариально. «Главное здесь, что «муниципальный фильтр» сохраняется, — считает Александр Клыканов. — Он нацелен на повышение роли органов местного самоуправления — того уровня власти, к которому в первую очередь обращаются астраханцы за помощью и защитой интересов». Однако представители оппозиционных партий считают, что принятый закон не позволит ни одной из них выдвинуть своего кандидата. «Сито, которое поставили перед кандидатами, станет непреодолимым для всех партий, кроме партии власти, — уверен руководитель фракции КПРФ в облдуме Александр Кочков. — При семипроцентном фильтре необходимо собрать порядка 150 подписей, при этом сходить к нотариусу, заверить их и заплатить по 600 рублей за каждую. Для партий, особенно молодых, это непреодолимая преграда». Сложность, по его мнению, еще и в том, что сроки избирательных процедур достаточно сжаты. «На то, чтобы собрать подписи, заверить их и сдать в избирательную комиссию, будет порядка 20-25 дней, — говорит Александр Кочков. — За это время надо объехать слава богу что хотя бы не все, а три четверти районов и провести все остальные необходимые процедуры. Это очень тяжело. Поэтому фракция КПРФ голосовала против этого законопроекта.
Хотя в целом закон прогрессивный, поскольку возвращает людям право на прямые выборы губернаторам.
«Мы высказывались за то, чтобы снизить планку муниципальной поддержки до пяти процентов, — говорит руководитель фракции ЛДПР Владислав Коняев. — Мы считаем, что планка в семь процентов завышена, и могут возникнуть проблемы с выдвижением кандидатов. По нашим расчетам, ни одна оппозиционная партия не сможет ее преодолеть. А поскольку безальтернативных выборов быть не может, партиям придется консолидироваться и выдвигать единого кандидата. Другого выхода мы не видим».
Первые выборы состоятся уже осенью этого года в тех регионах, где полномочия глав истекают до конца года. Полномочия губернатора Астраханской области Александра Жилкина истекают в декабре 2014 года. «У нас есть возможность изучить выборный процесс в тех регионах, где выборы состоятся уже этой осенью, и в случае необходимости внести коррективы в свое законодательство», — считает спикер облдумы Александр Клыканов.
Вера Волкова,
"Горожанин" № 24, 20.06.12.