Который уже раз наши власти потчуют народ сказками о техосмотре автомобилей, который, якобы, будет необременительным для их владельцев. Его можно будет пройти не только в любом техническом пункте того или иного региона, но даже в любом городе страны. И главное – он будет недорогим и быстрым.

В этом году о техническом осмотре заговорил сам президент Дмитрий Медведев. Уж не приближающаяся дата выборов тут сыграла свою роль? Но, так или иначе, он возмутился нынешним положением с техническими осмотрами транспортных средств в стране и предложил либо их совсем отменить, либо убрать эту процедуру из компетенции министерства, которое оценивает техническое состояние автомобилей, и оно же потом контролирует это состояние. Речь идёт, естественно, об МВД. Абсурдность такого положения очевидна. Тем не менее, мы к нему привыкли и ежегодно, при этом безропотно, предоставляем свой автомобиль для технического осмотра.

В этом году процедура технического осмотра для легковых автомобилей приостановлена и будет осуществляться только с будущего года. По каким вот только правилам пока точно неизвестно. Предлагаются различные варианты. Предлагается, например, выбор на усмотрение автовладельца о месте проведения технического осмотра. Правда, такая возможность может осуществляться только до 2013 года. Но здесь могут произойти нюансы, если человеку придётся покинуть пределы России. Много вопросов остаётся и по процедуре оплаты за услугу техосвидетельствования. Этот вопрос может быть рассмотрен законодателями в августе. Тем не менее, эксперты уже сейчас прогнозируют на этот счёт. Одни считают, что техосмотр не должен слишком вырасти в цене. И должен соответствовать 600-800 рублей. А вот другие уверены, что полторы-две тысячи рублей не будет пределом. Хотим мы этого или не хотим, нам придётся раскошеливаться и за повторный техосмотр. Раньше эта процедура была бесплатной в течение двадцати дней.

В августе законодатели должны рассмотреть также правила проведения техосмотров, определить параметры и требования, которые будут предъявляться к автотранспортным средствам, разработать форму и содержание диагностической карты. А чуть позже, в октябре, будет утверждена форма технического талона, квалификационные требования к техническим экспертам, которым предстоит проводить технические осмотры. Планируется сохранить процедуру самого технического осмотра и сократить количество операций. Раньше было их более сорока.

Ответственность за ДТП по причине плохого технического состояния автомобиля ляжет на не только на водителя, но, в первую очередь, и на оператора, проводящего осмотр.

Но вернёмся к началу эпопеи по отмене техосмотра в этом году и к тому, что сказал президент по поводу этого самого техосмотра в будущем. А он сказал следующее: «Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь». И даже вроде удивился, что она до сих пор не изменена. За президентом тоже вроде бы как удивились и граждане России, прежде всего, автомобилисты. Действительно, почему столько лет идут разговоры о новых принципах технического осмотра автотранспортных средств, а изменений нет? И вот началось. Сразу же после выступления президента пошла с проверками станций и пунктов технического осмотра прокуратура. А что раньше, никто не видел и не слышал о том, как проводятся техосмотры? Особенно в крупных городах вроде Москвы и Петербурга. Там, говорят, приходилось простоять огромные очереди, прежде чем попасть на техосмотр. А чтобы не стоять, большинство граждан обходились определённой мздой.

В Астрахани особых очередей на техосмотр я не наблюдал, может быть потому, что у нас не такой уж огромный город и не так много автомобилистов, как, скажем, в Москве. У нас по некоторым данным более десятка пунктов технического осмотра автомобилей. Этого, в общем-то, вполне достаточно, если учесть, что часть автовладельцев также как и везде, проходили осмотр по ускоренной схеме. А если сказать проще, давали деньги «на лапу». Такова жизнь.

Как и следовало ожидать, автомобилисты разделились на два лагеря. Одни безоговорочно стали на сторону отмены технического осмотра, другие - в основном те, кто сейчас эти самые технические осмотры проводит.

В Астрахани тоже есть коммерческие станции по осмотру автомобилей, а не только государственные в ранге ГАИ. Правда, все они находятся под надзором госавтоинспекции и, как говорят знающие люди, делятся с автоинспекцией доходами. Так это или не так – утверждать не буду.

Почему владельцы станций и пунктов техобслуживания стоят горой за обязательный осмотр автомобилей – ясно. А почему автовладельцы и автолюбители обеими руками голосуют за его отмену? Да потому, что автовладелец, как никто другой, заинтересован в технической исправности своего «железного коня». Он вряд ли сядет в неисправный автомобиль, потому что понимает, к каким последствиям это может привести. А вот на тех, кто проводит официальные техосмотры, не всегда есть надежда. Некоторые из них подходят к своей работе абы как. Главное для них – получить деньги.

В общем, дебаты по поводу техосмотра продолжаются. Всё общество активно включилось в них. К чему это приведёт пока предсказать невозможно.

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 23, 06.08.11.