Скоро в Астрахани прозвенит звонок
В Астрахани началась «родительская лихорадка». До начала учебного года в школах осталось совсем немного и папы с мамами в надежде приобрести всё самое лучшее для своих отпрысков, оббегают школьные базары. Главная нагрузка при этом лежит, конечно, на мамах. Отцы доверяются им во всём. Они, мол, плохое и немодное не купят.

Ассортимент покупок для школьного процесса в этом году, как в общем-то и в прошлом, довольно широк и разнообразен. Как из этого множества выбрать самое-самое, и чтобы подешевле? Хорошо, если из семьи в школу идёт один ребёнок, а если их два, а может быть и три? Тут приходится не один раз пересчитать наличность кошелька. Хорошо, если кошелёк толст. А если он худ? Тогда придётся не думать о самом лучшем, а ориентироваться на среднее, а то и на самое дешёвое. Только вот как на это посмотрят дети? Несмотря на то, что в школах уже несколько лет внедрена общая форма. Пусть не совсем общая, но в целом почти одинаковая, подростки как бы соревнуются между собой, кто лучше будет выглядеть? Пусть даже в одинаковой форме из дорогого или дешёвого материала сделана она – эта школьная форма и принадлежности, которые необходимы для учебного процесса. Как бы этого не хотелось, но прошли те времена, когда список покупок к первому сентября состоял из школьной формы, тетрадок, ручек, ластика, карандашей…

Сегодня диктует родителям моду на учебную составляющую не только школа, но и сам ученик. Диктует так, как он сам представляет. Во всяком случае, чтобы всё было не хуже, чем у других. Во сколько это обойдётся родителям, его не касается. Это его не интересует. По последним данным, моду подросткам диктует не только школа, но и их подростковый «дресс-код», а проще говоря, улица, где свои порядки и взаимоотношения. Не знаю, как в целом в Астрахани, во всяком случае, у нас в микрорайоне, а наш микрорайон находится на самом севере Трусовского микрорайона, большого различия в повседневной одежде я, например, не вижу. Подростки, как подростки. Одеты каждый в зависимости от семейного положения.

А вот в Москве уже который год существует, если так можно сказать, уличный кодекс в одежде. За его нарушение подростка могут избить даже средь бела дня. Кроссовки должны быть определённой фирмы, телефон новой модели, рюкзак, футболка - тоже должны быть модными. В общем, на всё у них своя мода. В Интернете есть даже список запрещённых фирм. Если не хочешь быть избитым, лучше не носи одежду «запрещённых» фирм. «Запрещённую моду» уже подхватили подростки разных городов: Липецка, Пензы, некоторых других городов. Агрессивный стиль поведения подростков, как считают аналитики, приходится на лето. Ничем не занятых подростков от скуки и безделья тянет на драки. С началом учебного процесса драк становится меньше. Тем не менее это не сходит на нет. Так что общественности есть о чем подумать.
Как это ни печально, девочки тоже проходят через период повышенной агрессии. Только это у них выражается не в уличных драках, а чаще всего в интригах, бойкотах. Нередко девочки участвуют при подростковых «разборках».
В подростковой среде всегда было и есть понятие: сильный и слабый. Это, чаще всего, и вызывает выяснение отношений с помощью кулаков, чтобы доказать преимущество. А явление, когда за «шмотки» могут избить, это всего лишь повод, считают аналитики. Но так ли это? Не совсем. Жестоким стал мир. Жестокими стали дети. Избить одноклассника, поиздеваться над слабым и больным разбить голову котёнку о стену, а фото выложить в интернет – это же чуть ли не геройство.

Почему же нынешние дети стали такими жестокими? Ведь их обошла стороной «перестройка», дефолт, война в Афганистане. Нынешние дети родились в «сытые», вполне благополучные годы. Проблема, эта, как уверяют аналитики, общемировая. И связана она с кризисом гуманитарного и религиозного сознания. Христианские заповеди пока ещё не вернули свои позиции в нашем ещё недавно атеистическом обществе. Советский опыт, тот же кодекс строителя коммунизма, высмеяли и забыли. А ведь это была попытка выстроить отношения человека и общества, ребёнка и школы, одноклассников и старшеклассников, учителей и учащихся. В советское время давался позитивный взгляд на человека, его место в жизни. В конце двухтысячных началось стремительное материальные расслоение общества на бедных и богатых. Дети это чувствуют особенно остро. Родители бедных детей не могут позволить себе купить своим чадам всё, чего им хочется. А вот родители богатые наоборот готовы усладить души своих детей всем самым лучшим. Это ожесточает бедных, а богатым кажется, что им законы не писаны.

А что творилось да, собственно, и сейчас творится на экранах больших и малых: кино и телевидения. Здесь стреляют, проливают кровь, демонстрируют человеческую злобу. И не удивительно, насмотревшись этих ужастиков, подросток готов унизить товарища, пустить в ход кулаки. Готов он, вооружившись отцовской винтовкой прийти в школу и открыть стрельбу. И хотя власть приняла решение по поддержке детского и юношеского кино и театра, хороших детских фильмов пока не видно, нет и достойных пьес, которые можно ставить в ТЮЗах.

То же самое и детской и юношеской художественной литературой. Да что там с художественной литературой? В школьных учебниках немало нестыковок в изложении материала. Авторы пишут всё, что хотят и кто во что горазд. Попробуй, найди истину! Вот и получается в головах детей от всего этого сплошная каша что и приводит к жестокости.

… Через неделю в школах прозвенит первый звонок. Хотелось бы, чтобы детей с радостью приняли умные, достойные, знающие и любящие своё дело учителя.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №30 (790), 2018 г.