По замыслу партия «Справедливая Россия» — левоцентристская политическая партия в России, придерживающаяся идеологии социал-демократии. На деле – это партия-фантом, партия-сказка для униженных и обездоленных. Всё, что обещает «Справедливая Россия», никогда не претворится в жизни современной России.
Вот одна мечта, запечатленная в программных документах «Справедливой России»:
«Новый социализм — это перспективная социально-экономическая модель информационного общества, общества знаний, в котором образование становится базовым условием развития человека».
Не слишком ли напыщенно для партии, «сшитой» почти из десятка лилипутских партий и объединений? Ведь партия создана в результате объединения партии «Родина», Российской партии Жизни и Российской партии пенсионеров. Основной базой стала бывшая структура «Российской партии Жизни». В 2008 году на своем XV съезде Российская экологическая партия «Зелёные», бывшая в своё время союзником «Российской партии Жизни», также вошла в партию «Справедливая Россия», позже к партии примкнула Социалистическая единая партия России. Были и другие - примкнувшие позднее.
Идея создания партии «Справедливая Россия» родилась в достаточно циничной обстановке. 24 марта 2006 года состоялась встреча замглавы президентской администрации Владислава Суркова с председателем Российской партии Жизни Сергеем Мироновым и 30 депутатами, членами Российской партии Жизни. На встрече Сурков впервые открыто сформулировал идею построения в стране двухпартийной системы, при которой, в зависимости от обстоятельств, Кремль смог бы опираться на одну из двух системообразующих партий. Сурков описал проблему следующим образом: «Нет у общества «второй ноги», на которую можно переступить, когда затекла первая. В России нужна вторая крупная партия», которой по замыслу президентской администрации должны в перспективе отойти голоса партий «левого уклона и с сильным националистическим привкусом». При этом роль «главной ноги» на ближайшие годы Сурков оставил за единороссами: «самой крупной партией, вокруг которой еще значительное время будет строиться политический процесс». Владислав Сурков посоветовал активистам РПЖ опираться на протестный электорат, а не на административный ресурс: «Лучше этот электорат протестный, который настроен против всех видов администрации, окажется привлечён к вам, чем к деструктивным силам».
Может ли партия, созданная для манипулирования электоратом, претендовать на роль защитницы всего российского народа? Ответ очевиден: нет.
Фальшь лозунгов и программных обещаний идет от претенциозного, но недостаточно продуманного имени партии. Справедливая Россия… Вроде бы хорошо… Но ведь справедливость бывает разная – строго-беспощадная, добрая и всепрощающая. Справедливость может быть сталинская – с концлагерями и массовыми расстрелами неугодных, а может быть - справедливость брежневско-застойная по принципу «сам живи и дай жить другим».
Партию надо было назвать «Справедливая и строгая Россия» или «Справедливая и добрая Россия», или «Справедливая и святая Россия»… Вот тогда бы народ просто хлынул в такую конкретную партию. Но пока народ и это не простой народ, а депутаты выходят из «Справедливой России».
21 июля 2011 Александр Бабаков, вице-спикер ГД, вышел из партии «Справедливая Россия» и вступил в «Общероссийский народный фронт».
Вот, что заявил этот видный политик: «Ни один человек, нацеленный на конструктивную работу, на дела, не сможет состоять в партии, основным содержанием деятельности которой становится борьба за место «под солнцем». Мы считаем, что выбранный руководством партии «Справедливая Россия» курс на войну с «Единой Россией» ошибочен и что главным политическим конкурентом «Справедливой России» как партии левой части политического спектра является КПРФ».
Совершенно трезвое заявление, но вот гуру астраханских справедросов считает, что с КПРФ можно и нужно договариваться. Только вот о чем? Может быть, о народном счастье? Конечно, нет – договариваться о тактике массового прохода в пешки областной и Государственной думы РФ.
Почему обязательно в пешки, а не в более значительные фигуры? А потому, что всем так называемым оппозиционерам в законодательных собраниях всех уровней отведена роль хорошо оплачиваемых пешек, ничего, по сути, не решающих.
Как ни грустно, но таковым является и наш астраханский рыцарь печального и справедливого образа – Олег Шеин. Основной его фронт работ – это дозированная критика должностных лиц, ничего не решающая и не доводимая до логического конца.
Нет, «Справедливая» это не антипод «Единой», а жалкая пародия на оппозицию.
"Факт и компромат" № 26, 27.08.11.