За неделю до Дня Победы в этом году Зоя Константиновна Соболева отметила юбилей – 95 лет. Ровесница революции, современница Гражданской войны живёт в одном с нами городе, в окружении родных и близких людей. Здоровье в таком возрасте, конечно, требует к себе пристального внимания и посещения аптек, но не это беспокоит ровесницу века, а моральные унижения, глухая стена сухих чиновничьих слов: однообразных, монотонных, неуклюжих и нелепых, но все же адресованных пожилому человеку.
В 1937 году увели и расстреляли отца Зои Константиновны. Ветеран Первой мировой войны получил ранения в многочисленных рукопашных, но остался жив и вернулся строить мирную жизнь. Жена и четверо сестер, старшей из которых была героиня нашего повествования, остались одни. На Зою Константиновну легли заботы и хлопоты всего семейства.
Жили они на Дальнем Востоке, вдали от цивилизации, где не было ни магазинов, ничего из того, что является привычным для нас ежедневным окружающим миром.
С началом Великой Отечественной Войны всех мужчин мобилизовали из маленького посёлка леспромхоза. Остался единственный мужчина, которого упорно не брали на фронт, оставляя руководить сорока женщинами на лесозаготовках. Утром Зоя Константиновна уходила на работу, а вечером возвращалась к семерым по лавкам. Семья была многодетной, поэтому хлеба выделяли аж по четыреста грамм в рабочий день и двести грамм по выходным. Денег не платили, паёк привозили раз в месяц. Несмотря на постоянное недосыпание, недоедание и прочие военные невзгоды, самоотверженная женщина держала корову, огород. Описывать все ужасы «мирного» тыла в военное время можно бесконечно долго, но благодаря ей в семье все пережили то страшное время.
А после войны Зоя Константиновна переехала с матерью и отчимом в Астрахань. Здесь она работала в охране промхоза, дополнительно подрабатывая присмотром за выводком лебедей и сайгачат, ежедневно добираясь от станции «Трусово» до Покровской рощи, где располагалось предприятие.
Всю свою жизнь эта мужественная женщина боролась за выживание и процветание своей семьи в ущерб образованию, отдыху и привычным всем, необходимым благам. Прошло время и уже в наши дни реабилитировали отца Зои Константиновны – Воропаева Константина Григорьевича. По закону, за это государство должно выплачивать компенсацию ближайшим родственникам, но так вышло, что три младшие сестры получают её, а Зою Константиновну обошла бюрократия стороной – за отца ничего не получает, т.к. чиновники тактично относятся к чаяниям пожилого человека и посылают из инстанции в инстанцию. Ну а что, человек пожилой, времени у него предостаточно – пусть ходит и ездит по учреждениям!
Зоя Константиновна хотела было выхлопотать себе пенсию за то время, когда работала на сплавке леса по Амуру. Так ей сказали, что нужно привести двух свидетелей не моложе восьмидесяти лет, которые подтвердят то, что она работала до войны и в годы войны на Дальнем Востоке в посёлке, который ликвидирован уже давным-давно. Свидетелей нужно предоставить здесь у нас, в Астрахани.
Да будет известно всем непосвященным, что в годы войны было физически невозможно не работать: либо ты воюешь, либо работаешь, либо конструируешь, либо сеешь и жнёшь – всё, больше выбора нет! Или в тюрьму, или к стенке – война кругом Мировая.
Я не знаю, что нужно человеку в 95 лет. Не думаю, что в таком возрасте люди нуждаются в дополнительных деньгах очень сильно, но в моральном плане пожилые люди, несомненно, более уязвимы, чем молодые. Ведь тяжело жить с теми мыслями, что вашего отца убили по ошибке, а теперь делают вид, что ничего не произошло. Тяжело положить свою молодость на работу промышленности, а в старости слушать от юных барышень за казенными столами требования привести «свидетелей».
У Зои Константиновны семеро детей, девять внуков, тринадцать правнуков и один праправнук. Эта женщина, прожившая такую жизнь, протащившая на своих плечах сестёр и детей сквозь кошмарный ад, живёт с нами в одном городе. Когда говорят: «никто не забыт», забывают о том, что есть более чем скромные люди, привыкшие выживать в гораздо тяжких условиях, чем сейчас. Мы рассказали лишь об одном таком человеке, давшему миру столько жизни, столько людей, пришедших на смену погибшим на войне, что сейчас это считается подвигом. В ближайшее время мы проследим за развитием ситуации с получением всех необходимых выплат Зое Константиновне. В этом наш с вами моральный долг перед нашей с вами землячкой, пусть и родившейся на Дальнем Востоке, пусть родом из донских казаков. Очень приятно, что среди нас живут и здравствуют такие люди. И очень неприятно от того, что к ним относятся безразлично, на грани брезгливого отторжения. Что ж, к сожалению, не у всех такие замечательные мамы, бабушки и прабабушки, как Соболева Зоя Константиновна.
НА ФОТО: Зоя Константиновна Соболева.
Яков Горбунов,
"Факт и компромат" № 15, 12.05.12.