В одном из материалов о проблеме дедовщины мы, исходя из фактов, говорили, что новобранцев, ставших жертвами армейских издевательств, зачастую выставляют самоубийцами и слабовольными беглецами и лишь небольшая часть “дедов” отвечает перед законом за свой произвол. 18-летнему астраханцу Эрику повезло, родители вместе с правозащитницей вовремя вытащили его из психиатрического отделения окружного военного госпиталя Ростова-на-Дону. Командование части и врачи уверяли: юноша пытался вскрыть себе вены.

- При встрече сын мне сказал, что это абсолютный бред, да и зачем парню из полноценной семьи совершать такой поступок, - вздыхает мама Эльмира Абуевна. - Тем более Эрик сам рвался служить, очень переживал, что его товарищи ушли осенним призывом, а его по возрасту еще не берут.

Наконец грезящий армейскими буднями Эрик отправился 22 мая из Астрахани, на следующий день парень прибыл в воинскую часть воздушно-десантных войск г. Ставрополя, но успел прослужить Родине всего лишь полдня. Вскоре дома в Астрахани раздался звонок – Эрик звонил маме из военного госпиталя, но толком ничего не сказал. Вечером мама Эльмира Абуевна перезвонила сыну, материнское сердце чувствовало неладное.

- Эрик сказал лишь, что “получил хорошенько” от старослужащих за фотографию своей девушки, которую он хранил при себе.

Родители парня два раза ездили в Ставропольский край выяснять обстоятельства, которые довели сына до больницы, но все заинтересованные старались скрыть истинную картину.

- Там на месте делали все, чтобы мы не встретились с сыном, его переводили из одной больницы в другую, - рассказывает Эльмира Абуевна. – Когда я начала расспрашивать, почему же сын оказался в госпитале, мне ответили: внезапно стало плохо с сердцем, и ни слова об избиении.

Два раза родители Эрика безрезультатно ездили к сыну и уже в третий раз привезли с собой астраханскую правозащитницу Зиру Тышкевич. По приезде парня нашли не в кардиологическом, а в психиатрическом отделении. Такую ситуацию врачи объяснили тем, что Эрик хотел вскрыть себе вены, а они уберегли.

Астраханской правозащитнице все-таки удалось выяснить, что довело Эрика до госпиталя. Это был первый день службы новобранцев. “Молодых” повели в баню, вернувшись, они увидели, что их сумки вывернуты наизнанку. Сержант, нашедший в сумке Эрика фото его девушки, стал топтать снимок, парень попытался заступиться, но не знал, кому перечит, и получил удар. Астраханец успел только укрыть руками голову, а сержанты пинали его. После того как “деды” закончили измываться, какой-то рядовой осмелился дотащить избитого новобранца до санчасти. Эрика срочно госпитализировали в ставропольский военный госпиталь. Далее, по заверениям врачей, Эрику стало плохо с сердцем и его перевели в г. Ростов на полное обследование. Эрик вспоминает: когда оказался в психиатрическом отделении, ему утром успели всадить два укола, началось головокружение, появилась слабость, пропала ясность мыслей. Но мама с правозащитницей приехали вовремя…

- Иначе после такой терапии он не только бы забыл о драке и произволе в части, но и свое имя, - уверена Зира Тышкевич. – Мне удалось узнать, что в том же психиатрическом отделении находится еще один срочник из с. Черный Яр Астраханской области, которому требуется наша помощь. Я попросила военную прокуратуру, которая очень внимательно отнеслась к нашему приезду, проверить законность содержания солдат в этом отделении.

Астраханская правозащитница написала заявление в прокуратуру Северо-Кавказского военного округа о незаконном лишении свободы военнослужащего и злоупотреблении должностными полномочиями командира воинской части. По данным фактам сейчас проводится проверка.

Родители Эрика понимают, что только благодаря привлечению правозащитницы и общественности их сын сейчас находится в безопасности – Эрик проходит лечение в кардиологическом отделении. Эльмира Абуевна не хочет думать о том, что могли бы сделать со здоровым и рвавшимся служить парнем те психотропные уколы, которыми планировали пичкать Эрика. Их семью и конкретно этого солдата на данном этапе удалось защитить от армейского произвола. А сколько тех, за кого некому заступиться?..

Ольга ПОСТНОВА, "Волга" №82 от 10.06.09.