Астраханцы ходят по кругу между офисами Сбербанка и ЕИРЦ в поисках ответа на свои вопросы.

С каждым днем город все больше будоражат слухи и противоречивая информация в прессе о социальных банковских картах. Газетные заголовки заявляют, что очередей пока нет, и люди устремляются в Сбербанк, а там не протолкнешься. СМИ сообщают, что получить карту можно в ближайшем к месту жительства офисе Сбербанка, но и это далеко не так. Жители ул. Победы, например, считают ближайшим офис на ул. Красноармейской, а там их отсылают на ул. Савушкина. Конечно, можно предварительно позвонить на "горячую линию", но дозвониться тоже непросто - телефон занят.

- Сколько ни пыталась дозвониться, не смогла, - рассказывает Л.И. Зозук.- И тогда я пошла в министерство ЖКХ. Диспетчер "горячей линии" собрала нас - человек 10 из очереди, и всем стала объяснять, куда идти за картой. Пешком пожилым людям ходить тяжело. Тратим деньги на транспорт. А по гололеду недолго и получить травму. А ведь можно было не агитировать через газеты, наверняка тратя большие деньги на публикации, а известить каждого льготника письмом о месте и порядке получения карты. Газеты не все читают, радио у многих не работает, а официальное письмо - это документ.

- Какие проблемы? - интересуюсь у старушек, присевших на скамейку у офиса № 010 на ул. Кирова, 6. Они вышли подышать воздухом, настоявшись в очереди, и недовольны лишними заботами. Подождут, но карты все же возьмут здесь. Одна собирается в дальнейшем получать деньги на сберкнижку, другая по почте. А что для этого нужно - не знают.

В очереди этот вопрос обсуждается. Хорошо, если люди обмениваются достоверной информацией. Некоторые считают, что карты выдают в том Сбербанке, где получаешь пенсию. Но это не всегда так. Бывает, "консультирует" тот, кто сам толком не знает, куда обращаться, чтобы компенсацию льгот присылали по почте или перечисляли на сберкнижку.

Из Сбербанка льготники направляются в ЕИРЦ на ул. Молодой гвардии писать заявления. При этом не знают, какие документы с них там потребуют. Оператор отвечает клиентам, что пока вопрос об уполномоченном органе не решен, заявление подавать рано. А это значит, придется посещать ЕИРЦ еще раз, но уже в то время, когда пойдет массовый поток людей и возникнут очереди. Неужели этот вопрос нельзя было решить своевременно?

Но вернемся в Сбербанк. С 80-летней глухонемой Тамарой Алексеевной Медведевой истерика. Оказалось, что она пришла не в "свой" офис Сбербанка. Объяснения оператора она не слышит, не понимает и не может ничего спросить. Подключается заведующая Е.Ф. Юрина, и вроде бы находят сопровождающего для бабушки. Но идти в другой офис - на улицу Савушкина она уже не в состоянии, плачет и кричит, обращая на себя внимание окружающих, а сопровождающая в результате исчезает.

Как могу, успокаиваю старушку, вызываю заведующую и прошу решить вопрос с доставкой ей социальной банковской карты на дом. Понятно, насколько беззащитен такой человек, и ее беспомощностью в общественном месте могут воспользоваться мошенники. Паспорт, сберкнижка, ключи от квартиры - все в тряпочной сумке. Тамара Алексеевна жалуется: деньги украли, родственники ее бросили.

И хотя чиновники разных уровней обещают, что "лежачим" больным и жителям сел, где нет филиалов Сбербанка, специальные комиссии будут доставлять карты на дом, есть сомнения, что все будет именно так. Л.И. Зозук рассказала историю своей приятельницы, проживающей в Трусовском районе на ул. Мосина. Она почти три месяца добивалась получения карты на дому. Даже звонила на "прямую линию" В.В. Путину. А сколько месяцев будут ожидать доставки карт на дом другие льготники-инвалиды?

Попутно в СМИ разъясняется, что "больные или инвалиды могут выдать нотариально заверенную доверенность на получение карты любому лицу". А знают ли они, сколько придется заплатить льготнику за услуги нотариуса?

Возможно, введение социальных банковских карт и обусловлено временем, но относительно их "несравнимого удобства для населения" можно поспорить. И здесь вопросов больше, чем ответов. Как научить пожилых людей, незнакомых с современными технологиями, пользоваться этими картами? Прилагают ли к ним письменные инструкции? И будет ли карта заблокирована в случае троекратно неправильно введенного пин-кода?

В газетах сообщается и о том, что специальные сотрудники в Сбербанке будут помогать льготникам обращаться с банкоматами. А это значит, пин-код карты станет известен посторонним, включая окружающих людей из очереди. Еще один повод для мошенничества.

Все для клиента или для получения дохода Сбербанком? Он предлагает тем же получателям субсидий дополнительную услугу - "Мобильный банк". Не хотите ли, чтобы вам сообщили SMS на мобильный телефон, что в данный момент ваши деньги поступили на карточку? Пока бесплатно, а со временем, вероятно, за ваш счет. Иначе зачем это банку надо?

Вопросы, вопросы... Кто даст на них исчерпывающие ответы, чтобы льготник не тратил время, нервы и силы на получение компенсации удобным для него способом.

P.S. От редакции. Заметим, кстати, что подробная информация о порядке начисления компенсаций "Волга" писала неоднократно (см. №№142, 149, 153 за 2008 г.).

И. ЗАКОЖУРНИКОВА

27.01.09, "Волга" №9