Социальный облик и специфичные черты астраханских купцов XIX века

Менталитет астраханских купцов не отличался коренным образом от менталитета представителей своего круга других городов. Наблюдаются качества, характерные для российского купечества в целом, но, кроме того, имелись своеобразные черты, обусловленные местными особенностями.

Важнейшей доминантой купеческого менталитета была религиозность. Вера являлась неотъемлемой частью воспитания и социализации человека, она диктовала уклад жизни, ее распорядок. Православие способствовало распространению среди купечества широкой благотворительности и повсеместного храмосозидания, поддерживало нравственные устои общества.

Астраханские купцы, как и российские, были религиозными людьми, что подтверждается обилием храмов, возведенных ими в Астрахани и других населенных пунктах губернии, масштабной благотворительностью. Мировосприятие купечества опиралась на веру в Бога и предопределенность им судьбы отдельного человека. В письмах астраханского купца A.M. Чистякова, который поехал на лечение, это ясно прослеживается: «...надо надеяться только на Бога и его угодников, если он благословит, и лекарства будут в помощь, а если неугодно будет ему еще может что приключится, это зависит не от нас, а от Бога и надо все смиренно переносить» - пишет он жене. В письмах он просит молиться за него, особенно считает действенной молитву детей. Верит, что лучшее лекарство - лампадное масло и просфора, к докторам обращается от безысходности.

Вера в Бога определяла весь жизненный уклад, распорядок дня, календарь, связанный с постами и праздниками. Все деловые мероприятия астраханских купцов и важные события общественной жизни (избрание городского главы, присяга гласных городской думы) узаконивались церковными ритуалами. Возведение церкви Николы Гостиного, второго храма в Белом городе было связано с покровителем торговли и мореплавания Николаем Чудотворцем. Находившиеся рядом пристани, куда прибывали торговые суда, склады с товаром, гостиный двор, все это было местом бурной деятельности купечества, которое могло в церкви совершать необходимые обряды. Позднее, когда Волга отступила, рядом с храмом происходила застройка жилых зданий и многие купеческие семьи Астрахани, например, Плотниковы, принадлежали к его приходу.

Но в Астрахани в этом случае проявились отличия, обусловленные полиэтничной средой края. По наблюдению протоиерея Скопина купцы активно участвуют в Богослужении по большим праздникам, а в «малые викториальные дни» занимаются обычной работою и торгом. «Сие примечание более касается до Астрахани, яко города, наполненного разного рода иностранцами, особливо из Азии».

В начале ХIХ в. купечество пополняется выходцами из простонародья, в основном из крестьянства, что и определяет в большей степени черты купцов. Кроме крестьян, средой для купечества Астрахани были и так называемые работники, те же крестьяне, но имеющие свои особенности, характерные для Нижней Волги. Путешественники отмечали отличие астраханских рабочих людей от привычного типа русского мужика «это не добрый русский мужик, это русский гуляка». Крестьяне, прибывшие на Нижнюю Волгу, как на некое Эльдорадо, брались за работу, зачастую связанную с риском, что откладывало отпечаток на их характере, отчаянном и разгульном. Наиболее удачливые из числа этих работников выбивались в купечество, иногда вопреки закону: «Многим же честолюбивым бродягам удавалось называться чужими именами и с фальшивыми свидетельствами вступать в службу, в купцы, в мещане и жить преспокойно самозванцами до тех пор, пока несчастный случай не откроет их происхождения. А кто знает, может быть, иные оканчивают мирно жизнь хорошими гражданами, добрыми семьянинами!».

Купцов и работников сближала общая опасность, они, зачастую люди разных этносов и вероисповеданий, рисковали жизнью вместе, занимаясь морским промыслом, хотя это не было характерно для крупных купцов. Показателен трагический случай с «купеческим братом» Михаилом Герасимовым, который промышлял в туркменских водах, взятых в аренду. В море на .лодку с купцом, русскими ловцами и туркменами напали так называемые «хищники» - туркмены, они ограбили и убили купца и его работников, не пощадили и соплеменников, их ожидала общая участь.

Для купеческой среды всегда была характерна такая черта как практичность, утилитарность. «Польза - вот главный критерий всех поступков и деяний», нельзя не согласится, что это одна из основополагающих черт как российского, так и астраханского купечества. Купцу важен был результат, что получает он в итоге от затраченных усилий. Практичность имела как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, практичность заставляла действовать, решать проблему. Например, появилось в Астрахани много сирот после эпидемии холеры - купец Сапожников открывает сиротский дом, голодают работники в зимний период купец Воробьев жертвует на создание дешевой столовой. Проблема с подростками сиротами заставляет найти новое решение - не просто содержать их в приюте, а обучить навыкам ремесла, чтобы выросшие воспитанники могли зарабатывать на жизнь квалифицированным трудом. В какой-то степени здесь имеет место нечто, напоминающее современное «проектное мышление» - постановка проблемы, пути решения, необходимое финансирование.

С другой стороны, не имеющие практического применения занятия, считались пустой тратой времени, например, полное образование в гимназии купеческих детей с точки зрения купеческой логики было ненужным, ввиду того, что не могло пригодиться для продолжения семейного дела. И большинство астраханских купцов забирают сыновей после 3-4 класса. Купец 1 гильдии Н.П. Григорьев, как и многие астраханские купцы, жертвует на благотворительные цели большие суммы. На строительство и украшение храмов, на помощь сиротам, бедным, престарелым им затрачено 32000 рублей, из них на «культуру», на создание музыкальных классов всего 100 рублей. Наверное, он считал музыку баловством, не богоугодным делом.

Практичность заставляла искать выгоду в таких областях, которые не совсем были для этого пригодны. Купцы С. Углев и П. Плотников занимались театром именно как деловым предприятием, дающим доход. В подвальном этаже здания, где располагался театр, Углев держал склад спирта, там же производилась «продажа хлебных напитков». От предписания о проведении необходимых противопожарных мер он всячески уклонялся и прямо заявил полицейскому приставу: «дом его и он не считает себя обязанным давать, кому бы то ни было отчета».

В отношении к дворянам у астраханского купечества были свои отличия - крупных помещиков было немного, чиновники в крае не задерживались, а к тем, кто оставался, было полупрезрительное отношение, желание со стороны купцов подчеркнуть собственную значимость. Купцы не столько им подражали, сколько показывали свое превосходство, особенно в послереформенное время, когда многие дворяне разорились: «теперь купеческие дочери так же блестяще воспитаны как и девицы так называемого высшего общества...А купцы так же благородно, открыто и небрежно пьют шампанское, как благородно, открыто и небрежно пили его помещики при крепостном праве». Купцы осознавали, что занимаются реальной, полезной для них самих и государства деятельностью. Поэтому именитые купцы считали себя достойными таких же привилегий, как и дворяне, в частности правом на владение крепостными. В Черноярском уезде у купцов Афанасия Калашникова, Андрея и Семена Сережниковых «в услужении» были семьи калмыков, купленные или переданные за долги владельцами калмыцких улусов. Хозяева поступали с ними как помещики - женили по своему разумению, отдавали в работу другим купцам, отпускали на волю за деньги, хотя иметь крепостных купцам не разрешалось.

Неоднозначными были отношения купцов с властью. Конечно, к мнению властей прислушивались, губернское начальство имело большой вес, именитые купцы, понуждаемые начальством, жертвовали большие суммы на нужные городу дела, но вместе с тем, не обходилось без конфликтов, в которых купцы проявляли независимость. Астраханские купцы в 1799 г. пошли на конфронтацию с губернатором И.С.Захаровым, человеком корыстным и мстительным. Купеческое общество приобрело помещение для астраханского полка без ведома недавно прибывшего Захарова. Губернатор, хотевший получить доход от сделки себе, пытался придать делу выгодный оборот, но купцы не послушались. Разгневанный Захаров посылал жалобы и доносы в Петербург, после чего купеческий голова Седов был посажен в петербургскую крепость для разбирательства, в столицу были вызваны еще пятеро астраханских купцов. К счастью, финал был благополучен - купцы вернулись в Астрахань, хотя по совету из Петербурга, главу переизбрали.

В Астрахани имелась возможность разбогатеть быстро, особенно тем, кто занимался рыбопромышленностью. Как правило, начинающий купец-предприниматель брал в расчет лишь примеры стремительного обогащения. Однако у возможности стать «скоробогатым» была обратная сторона, как отмечал в 1809 г. И.В. Равинский, для многих астраханцев была характерна беспечность, а также развита авантюрность, желание жить одним днем. «Они употребляют для рыбной ловли на наем рыбаков почти целые свои капиталы, но рыба еще играет в воде, а между тем рыбаки не налавливают рыбы на забранные от хозяина деньги и остаются должны так, что крестьянин до 1000 рублей должен бывает, а хозяин, занимая ежегодно, дает оному деньги, ожидая счастливого залога, подобно тому, как игрок поставя весь свой капитал на карту, ожидает от фортуны в 3 раза больше себе награды». Если хозяин держат дело в своих руках, а не передоверял приказчикам, капитал его увеличивался. Несомненно, надо было быть удачливым человеком, знать хорошо свое дело, иметь капитал, ведь несчастливый год мог ввергнуть в бедность даже преуспевающего купца.

Среди астраханцев имела место узость интересов - их интересовало то, что было связано с делом: «политикой, литературой, музыкой занимаются мало, решительно некогда, да и зачем, если торговля и промышленность заключают в себе столько занимательного для всякого образованного человека». В часы досуга интересовались в первую очередь практическими вопросами: биржевым курсом, ценами на товары в разных городах России на Западе, открытиями, усовершенствованиями. Это особенно заметно было приезжим, тем, кто наблюдал жизнь Астраханской стороны, например, известный в XIX в. писатель А.Ф. Писемский писал: «Жизнь довольно бойка и деятельна, хотя далеко не развита до приличной ей силы...».

Показательным было отношение к общественной службе в купеческой среде. Купечество по городовому положению обязано было нести общественные повинности. Каждое трехлетие «общество» выбирало городского главу, гласных в городскую думу, купеческих старост, ратманов, бургомистров и т. д. В постановлении о выборах предписывалось: «на все должности общественные надлежит избирать людей испытанной честности, незазорного поведения, не бывших в пороках, под судом и в подозрении». Причем считалось, если город способствовал процветанию купца, то он, в свою очередь, должен послужить интересам города и общества. Купцы не всегда охотно и добросовестно выполняли общественные обязанности, не всегда самых достойных выбирали на ответственную службу. Если первый городской глава Г. Иванов был уважаем как астраханскими, так иногородними, армянскими и татарскими купцами, то глава Михаил Маслеников характеризовался как корыстный, притесняющий всех человек, использующий любой случай к наживе. А городского главу Филитера Голикова, почетного гражданина, купца 1 гильдии, пришлось сменить в 1852 г. поскольку, ведя «жизнь нетрезвую и буйную» он заболел белой горячкой и оскандалился: «Пользуясь важностью звания ... причиняет обиды, ругательства...почти без разбора и без всяких к тому поводов». Филитер Григорьевич, например, ночью приехал к дому вице-губернатора и бил стекла в горевших фонарях и оскорблял высокопоставленного чиновника. В 1836 г. общество проголосовало за астраханского 2 гильдии купеческого сына Александра Герасимова, хотя в палате уголовного и гражданского суда он неоднократно привлекался к ответу за различные проступки - за ним числилось: облов рыбы в водах Сапожникова, невозвращение мещанскому обществу собранных 3000 рублей, упущение в сборе денег по протесту векселей, попустительство нотариуса к растрате собранных в доход юрода денег. За эти деяния ему присуждались штрафы, выговоры, замечания. Губернатор И.С. Тимирязев воспротивился такой кандидатуре, считая, что можно выбрать более благонадежного человека. Дума провела перевыборы и избрала А. Холщевникова.

Порой общественная служба тяготила купцов, особенно когда мешала или отвлекала от основной деятельности. Зачастую купцы обращались к городскому главе, губернатору, с просьбами освободить их от исполнения службы. Иногда подобные прошения имели основание, так купец 3 гильдии Алексей Попов содержал перевоз, сам его осуществлял и не мог отлучаться по делам службы - любой мог «за перевоз воспользоваться в свою выгоду, а меня подвергнуть убытку и несостоятельности». Просьбу Попова о снятии с него общественной должности удовлетворили.

Иные купцы пускали в ход аргументы, порой противоречивые, как купец Егор Терентьевич Хлопчатое, которого выбрали на службу в карантинное управление на Бирючью косу. Он жалуется на расстроенное здоровье, «и с большим трудом едва могу ходить по земле от слабости ног», «имею слабое зрение, а иногда по временам так случается, что и вовсе ничего видеть не могу». Вместе с тем пишет, что купил дом со службами и лавками, которые будет перестраивать и возводить новые постройки, и все это под личным присмотром, на что видимо у купца здоровья хватало. Удовлетворительное состояние здоровья Е. Хлопчатова подтвердил городской врач.

Людей, занимавшихся предпринимательской деятельностью, всегда отличала деловая хватка, смелость, независимость и коммуникативные умения, относится это к купечеству в целом и к астраханскому, в частности. Обогащение, получение прибыли, так или иначе, являлись основной потребностью предпринимателей. Это заставляло их ко всему подходить с практической точки зрения. Но православное мировоззрение способствовало тому, что не все в жизни купцов определялось выгодой, об этом свидетельствовали установившиеся купеческие традиции. Одна из них - строительство, забота о храмах, обычной статьей расходов была щедрая благотворительность - купцы и их жены создают социальные учреждения, регулярно помогают неимущим, больным, престарелым и сиротам. Позднее, в конце XIX-XX вв. расцветает меценатство - помощь в развитии искусства и науки.

«Астраханские краеведческие чтения»

© Е.И. Герасимиди, ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник»

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич