Российско-китайские отношения можно было укрепить куда раньше, констатирует экономист Константин Двинский. Но – лучше поздно, чем никогда!
«То, что Россия не вступила в НАТО – это, конечно, хорошо. Однако я бы еще посмотрел на вопрос и с другой стороны.
Сами разговоры об интеграции с НАТО и внешнеполитический курс, проводимый системными либералами в 1990-е, серьёзно сдерживали сближение Москвы и Пекина. На этот момент мало кто обращает внимание, но вплоть до укрепления у власти Владимира Путина китайцы рассматривали нашу страну как потенциальный плацдарм для американцев наподобие Южной Кореи, Японии или Тайваня для недружественных действий против Поднебесной.
После распада СССР китайско-американский симбиоз потерял политическое измерение. Дружить против кого-то стало попросту не актуально, и США предпочли настаивать на традиционном для Белого дома типе взаимоотношений "гегемон-вассал". Однако Китай не для того вышел из "столетия унижения", чтобы вновь вернуться в него и сдать свой суверенитет дяде Сэму. Любые пробы пера со стороны Кремля насчёт конвергенции России и КНР воспринимались как российский шантаж Запада ("Казалось мне – кругом сплошная ночь, тем более, что так оно и было", говоря словам Владимира Высоцкого).
С приходом Путина прогосударственные силы в Китае стали присматриваться к возможности союза. Но дальше обычных дружественных связей дело не двигалось. В 2014 году произошёл переломный момент: КНР увидела, что раскол с коллективным Западом всерьёз и надолго. В мае того же года произошло историческое подписание 30-летнего контракта на поставку газа в Китай между Газпромом и CNPC. Данное соглашение следует рассматривать больше в политической плоскости, нежели сугубо в экономической.
2022-й зацементировал российско-китайский союз. Решение Си Цзиньпина о принятии выпавших из-за европейских санкций объёмов отечественных энергоносителей и наращивание экспорта стратегически важной продукции, такой как микросхемы или станки, а также отказ от осуждения СВО, перенесение ответственности за начало войны на агрессивный блок НАТО, стали провозвестниками тех самых "изменений, которые мир не видел 100 лет".
Конечно, много времени было потеряно. Если бы противодействие сислибов удалось купировать раньше, условную "Силу Сибири"(или любой другой крупный политический проект) пустили бы не в 2019-м, а в середине 2000-х. Да и с вопросом расширения транспортной сети между Европейской Россией и Дальним Востоком озаботились бы заранее. Но что было, то было, историю не изменить. Важно извлечь из неё урок: сислибы в разы опаснее обычной демшизы. С той всё ясно, их русофобия слишком открыта и отвратительна подавляющему большинству населения. Системные либералы, напротив, маскировались под патриотов, адептов "новой России", которая будет "дружить с Западом" на равноправной основе.
Избавление от этих бесплодных иллюзий – целиком и полностью заслуга нынешнего военно-политического руководства страны».