Уважаемый Глеб Николаевич!
Часть моей сознательной жизни совпала с последними годами советской власти. Не буду говорить, чем запомнился так стремительно разваливавшийся Союз нерушимых. Хорошее, конечно, было. И немало. Например, в таких объёмах не воровали, и начальники не вели себя так нагло. Не потому, что люди были совсем уж другими, иной была среда обитания и другие правила жизни.
Малочисленность советских средств массовой информации компенсировали их миллионными тиражами; без устали они рассказывали о постоянных победах и достижениях во всех областях социалистического строительства. Это были бесконечные «хорошие новости», что бы в жизни не происходило на самом деле. Люди работали на светлое будущее, которое должно было наступить в срок, указанный партией и правительством. Это сегодня смешно, тогда всё было иначе.
Мы гордились, что живём в стране – самой большой на планете (и это так!) и что строим самый передовой в истории человечества общественно-политический строй. Как не поверить, если там - за советской границей, капиталисты нещадно эксплуатируют полуголодных рабочих и убивают негров! Держать наши мозги постоянно промытыми агитпропом помогал и так называемый железный занавес. Граница СССР действительно была на крепком замке. Вражеским голосам («Немецкая волна», «Голос Америки») многие доверяли мало, уж больно неправдоподобные истории о своей жизни они рассказывали, не укладывалось это в головах…
Сегодняшние астраханские труженики пера в большинстве своём ничего не знают ни о железном занавесе, ни о службе «ЛИТО». И это хорошо, но о чем сейчас пишут?
Несколько лет не читал местные газеты. На прошлой неделе купил сразу все, которые были в киоске. Удивился их количеству: было несколько, стало несколько десятков. Гламур прошёлся почти по всем, покрывая страницы яркой краской. Иные уже больше похожи на рекламные проспекты с тематическими текстами, а не наоборот. Не узнал самую пожилую из газет, последняя полоса которой (когда- то очень интересная) превратилась в бумажную афишу, оклеенную рекламой и объявлениями. Не отстаёт от старшего товарища по партии и молодой ленинец, поменявший юношеский формат на взрослый. Почти у всех треть площади забита телепрограммами, ещё четверть рекламными разноцветными лоскутами. Что остаётся в итоге? В итоге - мизерные тиражи, нераспроданные экземпляры. Если собрать все-все тиражи газет - их не хватит даже на чиновников Астраханской области!
Что изменилось за это время кроме облика газет? Увы, тут всё без перемен: словословие, пиетет да нудные сказки о завтрашнем дне. Чтобы не быть голословным, не поленился и прочитал несколько изданий. Тот же бывший лидер местной прессы силами трех полос всё так же «присваивает» почётное звание, устраивает «круглые столы», строительную выставку, сообщает о заделе для пятого места, завоёвывает кубок Волгоградской области, призывает хранить деньги в сберкассе, предоставляет «колонку» (на треть полосы) политологу Васильеву (подробнее о его творчестве читайте в следующем номере «Факта» - прим. ред.) и лишь один суровый заголовок привлек внимание: «Коварство встречной полосы» - но это вердикт из зала суда. Из заголовка уже понятно, кто главный виновник в трагедиях на дорогах. Та же картина дня, недели и в других газетах.
Может это тот редкий случай, когда в области не случилось других более важных и достойных внимания журналистов событий? Нет, произошли, и много. Просто жизнь прошла мимо газет или газеты мимо неё. Хорошо, не все…
А ведь в то же время, в том же месте известный в прошлом астраханский политик решил подзаработать на чужом интеллектуальном труде - издал книгу – плагиат. Разве не тема для серьезного разговора? А депутат-единоросс с фамилией бывшего президента ведёт себя вызывающе нагло по отношении к компаньону и коллективу, используя служебное положение. Как можно пройти мимо такого безобразного факта? И популярный астраханский рынок Большие Исады – отличился. Точнее не сам базар, а его хитроумные арендаторы, годами не оплачивающие аренду в тощий городской бюджет. Представляете, бабульки с пучками зелени на асфальте мзду платят, а миллионеры - жадничают. И суд с ними не справляется. Да что там арендаторы огромного рынка. Местные власти даже начинающего горе–предпринимателя не в силах поставить в рамки закона – развернул под окнами жителей Яксатово нефтепереработку, и даже зампредседателя местного правительства господин Полумордвинов не в силах помочь убрать вредное и опасное производство подальше от жилья яксатовцев. Не тема для областной газеты?
И ещё много чего произошло и хорошего, и того, что мешает людям нормально жить и работать по закону и правилам. Об этом, не взирая на лица и должности, и рассказал «Факт и компромат», для которого почему-то нет запретных тем (кроме запрещенных законом). А другие издания по-прежнему в стороне?
Я обычный читатель, никому не конкурент, и газеты на своих и чужих не делю. Но мне непонятно, почему одна газета копает глубоко, вмешиваясь в негативные процессы, возникающие в обществе, стремясь изменить обстановку к лучшему, а другие издания скользят по верху, не затрагивая болезненных тем, не трогая даже оскандалившихся слуг народа. Почему такое возможно, ведь журналисты больше не живут за железным занавесом, они всё видят, всё понимают, но молчат. Боятся идти на конфликт с властью? Но ведь у нас, слава Богу, не Беларусь и не Северная Корея. Обидно наблюдать, как весело ребята поворачивают на истоптанную и публично отвергнутую советскую колею. Зачем повторять пройденное и наступать на грабли ещё раз?
Интересно мнение читателей по этому весьма болезненному поводу. Понимаю, вопрос не простой, он касается работы коллег, но я намеренно не упомянул названия прочитанных газет. Да это и неважно, речь о более серьёзном - о роли российского (регионального) журналиста в современном обществе. Тем более, что философский вопрос о предназначении журналистов больше не вызывает особых споров, всем давно понятно, журналист не может не быть критически настроенным. Это противоречит самой природе этой профессии. Разве не так?
Ник. Васильев,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 17 (526), 07.05.2013 г.