В последнее время много говорят об открытости наших чиновников, их любви к рядовым гражданам. Теперь они, мол, стали такими пушистыми и мягкими, словно молодые котята. К ним, мол, теперь можно заходить чуть ли не без стука, а инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и некоторых других боевых действий чиновничьи двери всегда открыты чуть ли не настежь.

Во всяком случае, ходить к ним на приём они могут без очереди. Ну уж это, как говорится, дальше некуда. Не пора ли наших чиновников за это предоставлять к государственным наградам – орденам и медалям? К сожалению, у прокуратуры о действиях и делах российского чиновничества мнение совсем иное. В том числе и о чиновничестве нашего региона.

По данным областного управления по работе с обращениями граждан, за 2011 год в органы государственной власти обратилось более девяти тысяч астраханцев. Да вот беда, не все заявления и обращения были рассмотрены и решены должным образом. Многие граждане столкнулись с черствостью и бюрократизмом, а порой с самой обыкновенной невнимательностью. И выяснилось это во время прокурорских проверок. И сколько вы думаете выявлено фактов недостойного отношения к людям? Ни много, ни мало – 430 с лишним. Наиболее характерные из них – несоблюдение порядка и сроков решения жалоб и обращений в органы, которые по долгу службы должны решать те или иные проблемы граждан. Такие нарушения выявлены в управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительном надзоре, в министерстве образования и науки, региональном ведомстве Роспотребнадзора, в учреждениях здравоохранения, администрациях муниципальных образований городской и сельской местности. Итогом прокурорских проверок стало более двухсот предписаний. В результате этого к дисциплинарной ответственности привлечено 230 должностных лиц и принесено 93 протеста. К административной ответственности привлекли 57 чиновников разных уровней. Одновременно прокуратура выявила факты принятия нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству, за это поплатились несколько чиновников из Министерства жилищно-коммунального хозяйства и ведомства, ответственного за природопользование. Но больше всего нарушителей оказалось в жилищно-строительном надзоре – двенадцать.

Грешат астраханские чиновники всем, чем могут. Но преобладают нарушения сроков рассмотрения жалоб и заявлений граждан. Среди таких нарушителей значатся структурные подразделения администрации Астрахани, Астраханская городская ветеринарная станция, Астраханский областной центр защиты детей.

В общем, нарушителей у нас хватает. И никакие законодательные акты по вопросам гарантированных прав граждан на своевременное и качественное обслуживание не помогают. Такое положение не может оставаться бесконечно. И не удивительно, что областная Дума решила рассмотреть законопроект о дополнительных гарантиях прав граждан при рассмотрении обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления. Слуги народа предложили ввести льготы для лиц старшего поколения, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Граждане этих категорий могут попасть на приём к чиновникам без очереди. Законопроект на днях прошёл первое чтение. В ходе обсуждения этого законопроекта звучали даже такие радикальные предложения, как посещение в исключительных случаях граждан на дому по их жалобам и заявлениям. Предложение, конечно, интересное. Но, думаю, вряд ли оно будет принято. Слишком уж обременительно это для кабинетного работника. Чиновник ведь и тишину любит, и размеренную, неторопливую жизнь без стрессов и волнений.

В Астраханской области на один миллион населения приходится семь тысяч государственных служащих. Это, в общем-то, впечатляет. Не поэтому ли вице-губернатор Константин Маркелов предложил сократить региональный чиновничий аппарат наполовину. Главным образом за счёт дублирующих звеньев, которых довольно много. Это, в первую очередь, подразделения федеральных структур, полномочия которых вполне могут выполнять органы власти на местах. Немало у него претензий и к формированию муниципальных органов власти. Здесь тоже можно, причём безболезненно, сократить часть чиновников. Озвучил Маркелов и тезис, касающийся оплаты труда госслужащих. Он, в частности, отметил, если человек бездельник, то ему хоть в три раза повысь зарплату, он всё равно останется бездельником и лучше работать не будет. Продуктивнее на хорошую зарплату принять деловых, умелых, хорошо знающих своё дело управленцев, заявил вице-губернатор.

Проблемой в чиновничьих рядах региона можно считать низкую квалификацию специалистов среднего звена, потому что тут работают или начинающие, не имеющие опыта, или люди, не способные проявить себя достойным образом. Такие готовы трудиться и за низкую зарплату. Именно на них и нужно опираться, считает Маркелов.

Что же можно считать главным в работе с кадрами? Это, конечно же, прозрачность их деятельности. И основным тут должно стать декларирование доходов чиновников, внедрение новых информационных технологий, электронного правительства. Это позволит сократить лишние штаты, которых в региональных учреждениях ещё хватает. Только в этом году будет сокращено 20 процентов чиновников областной администрации. А потом подойдёт очередь и оптимизации кадрового состава других органов управления.

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 9, 23.03.12.