До конца января в экспозиционном зале астраханской областной научной библиотеки имени Крупской проходит выставка «Начало» художника Михаила Тутаринова. Автор 16 живописных полотен, отражающих дореволюционную жизнь нашего города, является основателем частного дома-музея купеческого быта, о котором AST-NEWS.ru писал ранее.
– Михаил, вы профессиональный художник, но долгое время не брали в руки кисти. Почему?
– Так сложилось, что окончив в 1987 году Астраханское художественное училище, стал заниматься бизнесом. В начале прошлого года решил вернуться в профессию. Я рисовал с раннего детства, совмещая творчество со спортивной подготовкой.
Все работы, представленные на выставке, начиная с натюрморта «Купеческий», написаны мною в течение 2022 года. Неоднократно пытался возобновить свою творческую деятельность, но руки постоянно не доходили. Для полноценного погружения в художественную работу нужны время и сосредоточенность. При моём напряжённом графике достичь состояния покоя было тяжело.
После открытия музея появилась возможность вновь сесть за мольберт, совмещая несколько направлений своей деятельности. Интенсивное погружение в тему принесло свои плоды. Сначала было тяжело – не хватало практики. Но в минувшем январе удалось осуществить задуманное.
– Вы сразу решили создать цикл, посвящённой старой Астрахани?
– Нет, всё шло порядку. Изначально создавал свои картины для самовыражения. Специфика всех полотен мне близка. Многие предметы, изображённые на них, представлены в доме-музее купеческого быта. Весы, самовары, графины и другие раритеты срисованы с натуры. Мне посоветовали выпустить открытки с изображениями моих картин. Я отнёсся к этому скептически, был не уверен, что они кому-то будут нужны. Но краеведы убедили меня, что это интересная идея. Получив грант через центр «Мой бизнес», стал целенаправленно осуществлять этот проект. В набор открыток вошли первые мои 16 работ.
– Где брали сюжеты для картин? У вас реальные объекты переплетаются с фантазией?
– Фантазийными на этих картинах являются только сюжеты, а что касается архитектурных деталей, то все они подлинные. Я находил старинные открытки, изучал документальные свидетельства, чтобы точнее отобразить подлинные моменты жизни Астрахани на рубеже XIX-XX веков. Например, создавая полотно с изображением знаменитого дома Захарова, стоящего на пересечении нынешних улиц Свердлова и Коммунистическая, узнал, что на первом этаже здания располагался магазин готового платья, которым владел Моисей Лазаревич Май. Изучая подробности жизни этой личности, родился сюжет картины.
Астраханцы с достатком следили за модными тенденциями, выписывая себе наряды из Парижа. Готовой одежды продавалось мало, в основном она шилась на заказ, с учётом особенностей фигуры каждого человека.
Не мог удержаться от того, чтобы не запечатлеть знаменитый кинотеатр «Модерн», к сожалению, утраченный. Одной из задач, поставленных мной в работе над циклом, было показать памятники архитектуры, не дошедшие до наших дней.
– В ваших картинах множество деталей, в том числе животных, создающих особую атмосферу…
– Очень люблю животных. Они были частью астраханской действительности во все времена. Кошки, собаки, птицы всегда являлись в нашем городе частью подлинного пейзажа.
Работая над полотном «Сад велосипедистов», узнал много нового. Оказывается, в Астрахани до революции был самый настоящий бум на этот вид транспорта. Имеющиеся у наших предков велосипеды поражали своим многообразием и числом. В основном их заказывали из Германии. За неделю они доставлялись в Астрахани. Их стоимость варьировалась от 180 до 240 рублей. Люди в Астрахани жили очень весело. Единственное, чем они отличались от нас – у них не было современных гаджетов. Все остальные виды развлечений имелись в полном достатке.
В Астрахани тех времён была даже своя малая авиация, активно развивалось воздухоплавание. Всё это базировалось на ипподроме. Известно, что среди авиаторов была женщина, прославившаяся полётами на воздушном шаре.
В середине XIX века в Астрахани появилось мороженое. К началу XX века оно считалось обычным продуктом. Нам только кажется, что многие вещи являются достижениями современной цивилизации, а на самом деле они пришли к нам гораздо раньше.
– В ваших работах угадываются кустодиевские мотивы – это случайно?
– Мне многие об этом говорят, что уже сформировало некоторый комплекс. Многие художники черпают вдохновение в работах старых мастеров, а я хочу избегать любого влияния. Принципиально не смотрю знаменитые работы Кустодиева, чтобы не сделать нечто похожее. Если и появляются какие-то схожие моменты, то все они возникают неосознанно. Сознательное копирование канонических сюжетов мешает индивидуальности художника.
– У персонажей ваших картин очень самобытные лица…
– Изучая старые фотографии, запоминаю типажи живших тогда людей. Потом в переработанном виде они становятся героями моих картин. Как, например, персонажи рыбацкой ватаги. Астрахань была ссыльным городом, сюда съезжалась криминальная публика. У некоторых можно видеть характерные наколки. Миф о том, что татуировки появились только в СССР, неверен. Их набивали с петровских времён. Татуировка была даже у императора Николая II.
В каждом сюжете я хотел показать достоверные детали времени, передать настроение, связанное с той или иной ситуацией. В каждой мелочи хочу подчеркнуть именно астраханские нюансы и особенности – от знакового здания до винной этикетки местного предприятия или газеты. Прежде чем писать картину по определённому сюжету, подробно изучаю историю вопроса, стараясь отразить на полотне подлинные детали, соответствующие реальности. Так, рисуя, Индийское подворье, узнал, какие именно сорта чая завозились тогда в Астрахань.
А работая над сюжетом картины «Станица Атаманская», действие которой разворачивается на правом берегу Волги, подробно изучал топографические особенности местности. Острова посередине реки тогда не было, его намыло песком позднее. Вдоль берегов располагались частные дома и дачи.
– Над какими сюжетами вы работаете сейчас?
– Планирую этой зимой показать больше своих работ на выставке. Сейчас создаю картину, посвящённую Мосту влюблённых. Также в работе полотно, где показано, как купцы отмечают удачную сделку в ресторане. Все мои картины написаны в единственном экземпляре. Я не собираюсь тиражировать их, как это делают многие художники. Как только творчество превращается исключительно в бизнес, это сразу чувствуется. Я пишу картины для себя, а не для того, чтобы понравиться заказчику. Мои работы могут продаваться. Главным для себя считаю не впасть в конъюнктуру. Работа на заказ не для меня. Свободное творчество перспективнее.
***
Посетить выставку «Начало» можно бесплатно до конца января. Знакомство с картинами Михаила Тутаринова подарят массу положительных эмоций и познакомят с историческими деталями ушедшей эпохи.