Причины: официальные и фактические
Согласно ГУ МЧС России по Астраханской области, причина, по которой в полдень 26 августа в Енотаевском районе следовавший из порта «Бузан» (Красноярский район) в порт «Кавказ» (Краснодарский край) сухогруз «Капитан Скачков» сел на мель – сильный ветер. Именно из-за него судно нарушило маршрут, вышло за сигнальные буи и село носом на мель. Попытки капитана судна Александра Ганула сманеврировать и вызволить судно из плена только сильнее посадили «Капитана Скачкова» в песок и ил, говорится в официальном сообщении.

Однако, по данным метеорологических сайтов, в тот день в Енотаевском районе скорость ветра была весьма слабой – всего 5 метров в секунду. Вряд ли сухогруз, перевозивший 4750 тонн россыпной серы, мог отклониться от курса из-за столь слабого ветра.

Кроме того, лишним поводом поставить под сомнение версию астраханских спасателей может быть заявление ОАО «Донречфлот», владельца судна, согласно которому причины посадки на мель будут известны лишь после завершения служебного расследования. Капитан судна и представители Нижне-Волжского бассейнового управления и вовсе отказываются от комментариев.

Между тем, пользователи интернета выдвигают свои версии произошедшего ЧП: от банального пьянства на судне до несоразмерности его тоннажа и глубины Волги. По одной из версий, «Капитан Скачков», построенный 44 года назад, просто принял на борт больше груза, чем положено: максимальная осадка (погружение в воду) судна превышала допустимую почти на 1 метр. По другой версии, всему виной должностные лица в Астраханской области, которые не выполняют работу по очистке и углублению дна и русла реки.

Опасности: реальные или кажущиеся?
По данным того же астраханского МЧС, сев на мель, сухогруз не получил пробоин. Однако повреждения на судне имеются. Для осмотра повреждений на судне и возможных повреждений на проходящем здесь же магистральном газопроводе на место происшествия 27 августа прибыли водолазы ОАО «Подводгазэнергосервис» (эта газпромовская «дочка» из Подмосковья вот уже 40 лет выполняет работы по обеспечению безопасной эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов через водные преграды). Судно имеет несколько повреждений: вмятины 3-5 метров длинной и глубиной в 5 сантиметров. Но даже если в судне имеется пробоина, сера вряд ли попадёт в Волгу: «Капитан Скачков» имеет двойные метровые борта и второе дно высотой более полуметра. А если всё же сера попадёт в реку, опасаться серьёзных последствий не стоит: сера, как известно, не растворяется в воде.

Куда серьёзнее может стать повреждение газопровода при снятии судна с мели. Но над этим работают не только специалисты «Газпрома», но и замначальника службы безопасности судовождения ОАО «Донречфлот», который находится на борту судна.

Судьба сухогруза, экипажа и других судов
Экипаж «Капитана Скачкова» составляет 13 человек (несчастливое число!). Согласно официальным источникам, после ЧП им доставили питание и воду; по неофициальным же сведениям, по состоянию на вечер 27 августа экипажу провизию и питьевую воду так и не доставили. Согласно распространённым данным, разгрузка судна должна произойти в ночь с 27 на 28 августа, и уже утром 28 августа сухогруз якобы должен сняться с мели. Однако названные сроки вызывают сомнения; не исключено, что разгрузка займёт куда больше времени.

После разгрузки у «Капитана Скачкова» есть два варианта: направится в близлежащий порт для ремонта или пойти дальше по маршруту.

Между тем, данный инцидент (точку в котором ставить пока рано) стал тем самым «петухом», который «клюнул» астраханских чиновников: в четверг, 30 августа в областном ГУ МЧС состоится совещание по «вопросам прохождения речных и морских судов».

Глеб Иванов