Стратегия развития Каспийского бассейна начинается с Астрахани

Делегация Минкавказа России во главе с Министром РФ по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым посетит с рабочей поездкой Астраханскую область.

Она состоится сегодня, 30 марта.

Члены делегации в сопровождении губернатора Александра Жилкина осмотрят ПАО «Астраханский порт», ознакомятся с производственными мощностями ОАО «ССЗ «Лотос» и строящимся круизным лайнером проекта PV-300, примут участие в совещании по вопросу развития транспортно-логистической инфраструктуры, как основы роста экономического потенциала субъектов России в Каспийском регионе.

Напомним, что по поручению президента России была разработана и утверждена стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним на период до 2030 года.

Главной задачей Стратегии является интеграция российских портов на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел Каспийского бассейна с приоритетным использованием отечественной промышленной продукции.

Рабочую группу по подготовке президиума Госсовета по вопросу «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры – основы роста экономического потенциала субъектов Российской Федерации в Каспийском регионе» было поручено возглавить губернатору Астраханской области Александру Жилкину.

В нее вошли более 90 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, экспертного сообщества и общественных организаций. Заместителем руководителя рабочей группы назначен Первый заместитель Министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.

Редакционную группу возглавил Заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский. Заместителем руководителя редакционной группы стала заместитель Министра РФ по делам Северного Кавказа Ольга Рухуллаева.

С целью реализации Стратегии предлагается:

- модернизация и перепрофилирование действующих портовых мощностей (Махачкала, Астрахань, Оля).

- развитие пассажирского терминала в морском порту с пунктом пропуска в городе Астрахани в целях развития внутреннего и международного круизного туризма в Каспийском бассейне.

- строительство нового глубоководного незамерзающего морского порта (терминала) на территории Республики Дагестан в районе города Каспийска, в том числе складских помещений, железнодорожных и автомобильных подходов. Ключевой грузовой базой для нового порта должны стать грузы в контейнерах и зерно. Планируется строительство зернового терминала пропускной способностью первой очереди в 1 000 тыс. тонн в год. При этом к 2025 году прогнозируется пропускная способность до 2 000 тыс. тонн в год и к 2030 году – до 3 000 тыс. тонн в год.

- строительство терминала для обслуживания маломерных судов (Дербент) - в целях развития туристской деятельности в регионе необходимо создание яхтенного порта.

- создание на отечественных верфях современных судов и объектов морской техники(параметры судов будут уточнены при подготовке декларации, предварительная оценка: длина судна до 220 м, осадка 
до 7-7,5 м и шириной до 30 м).

Кроме того, предлагается реализация мер стимулирования развития территорий, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей – Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.

Особый акцент будет сделан на развитие туризма в Каспийском регионе.

Будут реализованы меры по развитию морских и речных маршрутов, соединяющих города, расположенные на Каспийском побережье. Количество российских туристов, которые могут воспользоваться этим маршрутом в период до 2025 года, оценивается примерно в 30 тыс. человек в год. К 2025 году реализация мероприятий позволит обеспечить дополнительный ежегодный приток 15 тыс. иранских туристов.

Реализация мероприятий Стратегии и выполнение показателей позволит к 2030 году:

– обеспечить рост контейнерного грузооборота до 265 000 ДФЭ;

– обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн тонн;

– обеспечить объемы грузопотока по прочим сухим грузам 
до 7 млн тонн;

– привлечь российский туристический поток в каспийский регион 
до 30 тыс. чел в год;

– обеспечить ежегодный приток 15 тыс. иранских туристов;

– увеличить ВВП более чем на 11 млрд рублей ежегодно (по итогам выхода всех проектов на паспортную мощность);

- построить преимущественно на отечественных верфях не менее 
10 судов для нужд Каспийского региона;

– создать более 2 тыс. новых рабочих мест.

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 2469-р Минкавказу России совместно 
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти 
и заинтересованными субъектами Российской Федерации надлежит 
до мая 2018 года разработать и представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.

В целях разработки указанного плана мероприятий Минкавказом России сформирована межведомственная рабочая группа по разработке плана мероприятий.

На основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и организаций Минкавказом России подготовлен проект плана мероприятий.

Проект Плана мероприятий подготовлен на первый этап реализации Стратегии (2018-2020 гг) и включает 75 мероприятий.