В Астраханской области давно, со времен подготовки к 450-летию Астрахани, которое было в 2008 году, нет строительного бума. Потому что федеральный бюджет "забил" на программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

У Москвы другие заботы: Универсиада, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу. Деньги рекой льются на развлекаловку. До улучшения жилищных условий граждан дела федеральным чиновникам нет. Сами, мол, пусть выкарабкиваются из своих гнилушек.

Чтобы снести все ветхое и аварийное жилье, требуются многие миллиарды рублей. Самостоятельно областная казна такое не потянет - пуп развяжется. Да и законы теперь на стороне государства. Если живешь в приватизированной квартире (вот почему власть снова и снова продлевает срок приватизации), то становись мастером-самоделкиным.

Крыша течет? Сам. Трубы гнилые? Сам. Козырек в подъезде? Тоже сам. Повезло, конечно, тем, у кого есть ТСЖ, УК и непосредственное управление с грамотным, ответственным руководством. Таких, впрочем, единицы. Там же, где стоят гнилушки, днем с огнем не сыскать ни ТСЖ, ни УК, ни непосредственного управления. То есть формально, конечно, они порой существуют. Но обращаться к ним за помощью бессмысленно: денег на восстановление полуразрушенных домов много, а где взять? Да и народ, в убогих домиках проживающий, практически всегда нищ, сер и безработен. В софинансировании участвовать не может.

Но вы думаете, что только им хреново живется? Богатые, как известно, тоже плачут. Когда покупают квартиру в новом доме, просто рады, что могут себе это позволить. Но насколько безопасно будет в этом здании? Соответствует ли оно строительным нормам и правилам (СНИП), объявленным государством? Большой и очень серьезный вопрос.

По идее, выполнение СНИП должно быть неукоснительным. Ведь от этого зависят человеческие жизни. Но что происходит на самом деле? Когда речь идет о возведении большого жилого или офисного здания, то да, надзорные органы контролируют процесс.

В принципе. Хочется в это, по крайней мере, верить. Хотя в реальности все обстоит иначе. Чиновнику могут дать взятку, чтобы он закрыл глаза на слишком явные нарушения. И дело будет шито-крыто. Проблемы начнутся потом, через несколько лет, когда начнется осадка, появятся трещины, провалы, когда станут лопаться коммуникации. Вот тогда будут иски, судебные разбирательства, поиск виноватых и т.д.

В нашем городе подобное пренебрежение одних коммерсантов к СНИП вкупе с равнодушием и жадностью чиновников однажды привело к обрушению целого подъезда на ул. Татищева. Погибли люди. Некоторые бюрократы и застройщики были наказаны. Получили штрафы и минимальные сроки с отбыванием наказания в колонии-поселении. Но таких, получивших по заслугам, было всего около пяти человек. Между тем как в процесс согласований на этапе строительства были вовлечены очень многие. Это явно свидетельствует о том, что «отмазались», «прикрыли» и т.п.

Тем, кто покупает жилье, нужно внимательно следить за этим процессом уже на этапе строительства. Да, я понимаю, что большинство людей не сведущи в СНИП и в том, как правильно их исполнять. Но достаточно посмотреть, какие люди работают на площадке и какие приборы и технику используют при этом. Если строители — это гастарбайтеры, то можете быть уверены: качество будет на самом низком уровне, учитывая отсутствие у них образования и квалификации.

То же касается техники. Если возле дома стоит кран, который был построен в 1970-каком-то году, то стоит ли ожидать грамотных действий со стороны застройщика? Вот лишь один пример. Я не раз видел, как гастарбайтеры готовят цементный раствор. Делают это по-старинке: большое корыто, в котором все замешивают, засыпая ингредиенты на глазок.

В апреле 2013 года в Астрахани прошла научно-практическая конференция, посвященная применению инноваций в астраханской стройиндустрии. По словам вице-губернатора — председателя Правительства Астраханской области Константина Маркелова, который руководил мероприятием, «назрел момент, когда нужно говорить не только об объёмах строительства, но и о качестве строительного производства».

Только вопрос качества строительства в регионе по-прежнему остается открытым. Для застройщиков нет ничего важнее, чем снижение издержек. Для подавляющего большинства из них главное — это сдать объект в эксплуатацию. А там хоть трава не расти. Потому широко привлекают гастарбайтеров, используют старые методы работы, а когда речь заходит о необходимости инноваций, то лишь кивают и улыбаются. Потом же, вернувшись с конференций, делают все, как прежде.

Вадим Тихомиров,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 27 (536), 19.07.2013 г.