«Ступенька». Трогательная и поучительная история о жизни

Со мной произошла поучительная история из цикла «И это всё о ней...» – о жизни. Почти пятнадцать лет в наш магазинчик при АЗС ходил пожилой мужичок, юморной такой, с задоринкой и хитринкой. Часто с ним говорили о том, о сём, о политике, спорте и о жизни. Разговоры были мимолётными, не напряжными и заканчивались позитивно. Ходил он медленно, беспокоили ноги, и с каждым годом у него всё хуже это получалось. То он приходил, опираясь на велосипед, то на самодельную трость. Идти ему было метров шестьдесят, не более, но в последнее время это занимало у него всё больше и больше времени. Я его видел ежедневно, он издалека улыбался и старался идти быстрее, я же жду его поздороваться и поговорить минуту-другую. Я постоянно был на виду, либо что-то варил сваркой, либо мастерил из дерева, либо что-то строил-пристраивал к объекту. Общение с дедом давало мне возможность чуток отдохнуть, якобы с толком и не в безделье.

Так вот, месяца полтора-два назад он мне говорит: «Илья, привари, пожалуйста, ступеньку к крылечку АЗС, а то ногу сложно поднимать». Я посмотрел и подумал, что если приварить ступенечку, то остальным людям будет неудобно шагать, слишком дробным будет шажок, да и так высота существующей ступеньки соответствует всем самым требовательным нормам и правилам. Ну что же, думаю, сделаю, как он просит, о чём ему и сообщил, но сделаю не сразу – была срочная работа не на одну неделю.

Сказал и забыл. Пару недель назад стою и разговариваю с кем-то по делам, сбоку подошёл и скромно остановился мой дед. Я извинился, хотел закончить уже начатый разговор, но он сказал, улыбаясь, что у него пара фраз и много времени он не отнимет: «Ты забыл про ступенечку? Вот я напоминаю. Сделаешь?». Я ответил: «Прости, Христа ради! И некогда было и забыл. Сделаю на следующей неделе, сто процентов». Посмеялись с моего склероза и он пошкульгал себе через дорогу. Я подыскал материал, он у меня был, но дождь не позволил быстро выполнит обещание, я ждал улучшения погоды. А через три-четыре дня после разговора у его дома стояли люди, машины, венки... «Только бы не он! Только бы был жив! Я ему должен...». Но всё было в худшем варианте.

Спустя недельку зашёл за покупками ещё один знакомый дедулька и я в разговоре с ним упомянул о своём не исполненном долге, на что он с улыбкой ответил: «Ничего не поздно исправить, нас тут столько в очереди на эту ступеньку, что не счесть». Я понял, что он имел в виду и о какой ступеньке вёл речь. Вовсе не о той, которую я не сделал вовремя, а о той, которую никому не миновать. Рано или поздно каждый на неё шагнёт, прежде чем появятся цветы у его калитки. Ступеньку я сделаю, пусть только морозы закончатся, но уже никогда не появится мой дружбан с палочкой, не улыбнётся и не скажет традиционное: «Привет! Всё возишься?». Печально.

Илья Симачевский