После признания сделок по приобретению иранскими компаниями акций ОАО «Астраханский порт» недействительными деятельность порта нарушится и «все вернется на круги своя». Так считает председатель Ассоциации экспедиторов и судовладельцев Астраханской области, директор ТЭФ «Лакор» Игорь Загребельный.


Двенадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения Арбитражного суда Астраханской области по исковому заявлению ФАС России о признании недействительными сделок, совершенных иностранными инвесторами в отношении ОАО «Астраханский порт». По материалам дела, инвесторы в установленный российским законодательством срок не подали ходатайство в ФАС, поскольку сделки, которые приводят к контролю над российскими стратегами, подлежат предварительному согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.


По словам собеседника «Логируса», по состоянию на 15 августа 2012 года владельцами акций российской компании с являлись Росимущество (25,5%), граждане России (14,68%), «Астраханский порт» (0,05%), Тамalaris Consolidated Limited (1,84%, данной компании по решению суда иранские компании должны вернуть приобретенные акции), а также иранские Khazar Sea Shipping Lines (24%), Azores Shipping Company Limited (7,58%), ЗАО ЗАО «Рахе Джонуб» (21,49%) и еще две компании с общей долей менее 5%.


В 2010–2011-м годах, когда в «Астраханский порт» пришли иранские компании, порт находился в плачевном состоянии: ничего там не складывалось, постоянно менялись собственники, рассказал Игорь Загребельный. А иранским компаниям было интересно, чтобы их суда приходили в порт, чтобы свою логистическую цепочку замкнуть. До этого те же пограничники, например, не разрешали им в два корпуса рядом становиться к причалу. Говорили: «Одно судно зашло, больше мы не пустим».


– Как иранские компании могли заключить сделки без разрешения региональных властей и согласования с управлениями федеральных служб? – задается вопросом собеседник «Логируса». – Когда представители компаний сюда приехали, встречались с администрацией, презентовали свою программу, Если бы не было их согласия, им просто бы не позволили здесь работать! Загребельный знает, что ОАО «Астраханский порт» включено в Реестр субъектов естественных монополий.


«Но назвать порт стратегически предприятием сложно, потому что в Астрахани 16 портов плюс порт Оля. Даже если основываться на объемах переработки грузов, то порт даже в лучшие годы перерабатывал не более шестой части от всего объема грузов, переваленных Астраханским транспортным узлом. А в 2010–2011-м годах предприятие работало из рук вон плохо – потихоньку загибалось», – уточнил собеседник «Логируса». – Иранские инвесторы порядка 100 млн рублей вложили только в развитие порта, в краны. То есть они акции не просто так выкупили, – продолжил Игорь Загребельный. – Я лично не вижу никаких проблем, когда есть нормальная конкуренция со стороны портов. Это развивает бизнес. И в дальнейшем они здесь привлекали бы иранские товары – просто работали бы их суда под этот конкретный порт, привозили бы грузы и нам давали работу. Это нормально, это хорошо, когда есть конкуренция.


Собеседник «Логируса» заметил, что он понял бы решение суда, если бы иранские компании не вкладывались в развитие порта, ничего там не делали. «А они здесь работают, и в порт вкладываются, и развиваются», – напомнил он. – Если сделка признана недействительной, все должно возвратиться на круги своя, но кто им теперь будет возвращать вложенные инвестиции, вопрос. Сейчас все кончится тем, что порт развалится и все, – посетовал Загребельный.

logirus.ru