Суд запретил сносить ради обводнения солёного озера плотину на речке Горькая в Богдинско-Баскунчакском заповеднике

ООО «Руссоль» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к ФГБУ «Государственный природный заповедник "Богдинско-Баскунчакский», к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в регионе, к администрации поселка Нижний Баскунчак Ахтубинского района с требованиями: признать самовольными постройками сооружения (плотины) на речке Горькая и снести их.

В «Руссоле» считают, что плотины нарушают водный баланс, снижают уровень воды в озере Баскучнак, площадь которого с годами сокращается. Вместе с этим уменьшаются объёмы добычи поваренной соли.

Представители заповедника выступили против этой инициативы. Их доводы отражены в решении суда по делу № А06-11216/2020.

Суд определил Богдинско-Баскунчакский заповедник и управление госимуществом ненадлежащими ответчиками по делу, так как они не строили плотин и собственниками их не являются. Плотины сделаны из грунта и условно отнесены к гидротехническим сооружениям, документация на их строительство и ввод в эксплуатацию отсутствует. Построены они в период с 1950-1980 г.г. (когда точно, никто не знает) и не имеют инвентарной, реестровой записи.

Дамба используется как грунтовая дорога.

За несколько десятилетий на озере сформировался уникальный микробиоценоз* посреди степи, поэтому разрушение дамб приведет к уничтожению этого микробиоценоза.

* Микробиоценоз - совокупность популяций разных видов микроорганизмов, обитающих в определенном биотопе (напр., в полости рта, в водоеме). В биотопах окружающей среды, а также у здоровых людей и животных микробиоценоз, как правило, состоит из большого числа видов. Например, в полости рта человека обитает более 300 популяций, относящихся к облигатным и факультативным, аутохтонным и аллохтонным, а также заносным видам.

На основании изложенного суд отказал в иске ООО «Руссоль».

Тем не менее, точку в этом вопросе ставить ещё рано.

Учёный НИИ озероведения РАН, доктор географических наук Ш.Р. Поздняков отмечает

Мы изучали водный баланс озера Баскунчак. В этом нам помогала спутниковая съемка. Ни для кого не секрет, что среднегодовые температуры на Земле растут, в результате меняется количество осадков, в аридных зонах их выпадает все меньше, а Баскунчак находится как раз в такой зоне, его уровень определяется двумя факторами: осадками и притоком подземных вод, которые в свою очередь, также во многом зависят от осадков. Мы выяснили, что выпадающие осадки не компенсируют объем испарения воды с поверхности озера и, если процесс и далее будет также продолжаться, то тонкий слой воды на поверхности озера над коркой соли может вскоре совсем исчезнуть.

В случае удаления искусственно созданной плотины, в озеро Баскунчак поступит объем воды, при котором сократятся безвозвратные потери воды на испарение с поверхностных площадей, восстановится поверхностный сток и будет обеспечен возможный дополнительный приток грунтовой воды, благодаря устранению подпора из водохранилища.

Разумеется, ученые предлагают не просто механический снос дамб, неуправляемый рукотворный процесс слишком далеко зашел и потребуется строительство на месте дамб определенных сооружений, позволяющих восстановить естественный природный водоток без негативных последствий для окружающей среды. Кроме того, снос дамб – это лишь часть, хотя и первоочередная работа для спасения Баскунчака, сохранения окружающей экосистемы и возможности людей жить в окрестностях озера.

Ученые не скрывают – если события пойдут по негативному сценарию, озеро Баскунчак в конце концов может стать источником соленых пыльных бурь, вести хозяйственную деятельность и жить рядом с ним станет невозможно. Кроме того, рядом природные и сельскохозяйственные угодья Волго-Ахтубинской поймы тоже могут пострадать.

Представители Богдинско-Баскунчакского заповедника высказывают три основные причины, по которым сносить плотины на речке Горькая нельзя.

1. вокруг рукотворных водоемов сформировались биоценозы, которые исчезнут, если дамбы снести.

2. в озеро поступит «грязь», которая испортит соль.

3. поверхностные стоки играют незначительную роль, озеро почти полностью питается подземными водами, при этом источник этих подземных вод и их ресурсы активисты не называют.

Кандидат биологических наук И.В. Беляков по этому поводу возражает:

Мы изучали биоценозы и могу сказать, что водоемы, о которых говорят, искусственные, даже если снести дамбы, эти водоемы не исчезнут, естественный сток воды восстановится, но всегда будут какие-то углубления, где вода будет скапливаться. Околоводная растительность также не исчезнет. То есть, вода никуда не денется, напротив, возможно, она будет даже несколько менее соленой чем сейчас. Население этих водоёмов очень бедное, как в любом другом гиперсоленом водоеме, ничего краснокнижного в них нет. Биота в этих водоемах не может полноценно развиваться, так как высокая плотность воды не дает перемешиваться слоям, а ближе ко дну кислорода нет, но есть сера, там на дне мы видели микрофлору, типичную для сернистых вод. То есть, ничего необычного, говорить о том, что там сформировался некий уникальный биоценоз, нуждающийся в охране – это очень сильное преувеличение. Вода в водоемах соленая, выпадают кристаллы соли, в пресной воде такого быть не может. Вокруг водоемов мы видели скелеты молодых сайгаков, трупы лисиц.

Ученые считают, что восстановление естественного водотока, напротив, улучшит условия обитания животных.

Ответ на опасения, что будет поступать грязь в озеро в случае сноса дамб, содержится в отчете НИИ – на месте дамб предлагается строительство других сооружений, не мешающих естественному стоку вод.