Началось с того, что, работая над "Историей Астраханского аэроклуба", я обнаружил в документах областного архива свидетельства героической работы молодых летчиков только что созданного в Астрахани аэроклуба по спасению около 1200 ловцов и тюленебойщиков, отнесенных на льдине во время шторма на Северном Каспии далеко в море. Это событие происходило одновременно со знаменитой Челюскинской эпопеей, во время которой нашими летчиками в неимоверно тяжелых условиях полярного Севера было спасено 104 человека из числа членов экипажа парохода "Челюскин" и его пассажиров. Подвиг полярных летчиков был щедро отмечен Правительством СССР, в т.ч. учреждением высокого звания - Герой Советского Союза, которым были удостоены первыми сами летчики.
Наши же тогдашние городские власти тоже "щедро" отметили подвиг экипажей самолетов аэроклуба Ш-2 А. М. Сахарова и А. Т. Брагина, наградив их Почетной грамотой и 500 рублями. Я посчитал такое решение властей несправедливым и в сентябре - октябре 2009 года обратился к губернатору А.А. Жилкину и мэру С.А. Боженову с предложением установить памятник - Сахарову и Брагину, указав и место его расположения - в скверике возле бывшего здания аэроклуба, на котором установлена мемориальная доска выпускникам аэроклуба - Героям Советского Союза, на пересечении улиц Советская и Коммунистическая. Мне показалось, что в этом месте памятник впишется в окружающую архитектурную обстановку.
Губернатор направил мое письмо в министерство культуры, которое вскоре прислало свое одобрение предложенного. На этом министерство посчитало свое участие в этом мероприятии законченным - не наше, мол, это дело.
По-другому повела себя администрация города. Мэр направил мое письмо в комитет по архитектуре и градостроительству, комитет - в Общественную палату при мэре. Общественная палата, рассмотрев предложение, потребовала от меня представить доказательства подвига летчиков аэроклуба, посчитав свою работу на этом законченной. Не нашлось никого, кто бы порекомендовал ей дать какое-то свое заключение. В то же время комитет по горархитектуре отверг мое предложение о месте установки памятника. Он посчитал, что это затруднит движение автотранспорта при проведении торжественных мероприятий, а сам сквер для этого тесен. Комитет предложил другое место - сквер на улице Победы напротив цирка (посчитав, наверное, это место самым безопасным для людей).
Идею об увековечении подвига летчиков аэроклуба Сахарова и Брагина всецело и активно поддержал депутат областной Думы, начальник центра боевой подготовки и боевого применения авиации генерал В. Ю. Градусов, пообещав всемерную материально-техническую помощь. В процессе общения и обсуждения идеи мы пришли к общему мнению, что памятник должен быть сооружен всем летчикам-астраханцам, летавшим и работавшим в астраханском небе, ныне живущим или похороненным на астраханской земле, в т.ч. Сахарову и Брагину. Об этом была извещена председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Н.А. Сомова.
14 июля 2010 года мэр С.А. Боженов подписал Постановление № 4871 "О проведении открытого (подчеркиваю - открытого - М.Г.) конкурса на разработку проекта сквера "Аллея Славы" и памятного знака астраханским летчикам-героям на территории сквера по ул. Победы в Кировском районе.
Постановлением были определены цели и задачи, программа, условия конкурса, сроки представления проектов (до 31 октября 2010 г.), состав конкурсной комиссии. За лучший проект устанавливалась премия в 50 тыс. рублей. Конкурсное жюри должно было до 15 ноября 2010 г. определить победителя.
Конкурс раза три-четыре продлевался якобы по просьбе конкурсантов. И всё равно конкурсная комиссия долго не смогла приступить к работе. Как говорили сами работники горархитектуры, из-за малого количества и плохого качества представленных на конкурс работ (при этом хочу заметить, что определять качество проектов, по-моему, - прерогатива конкурсной комиссии, но никак не чиновников горархитектуры).
Мне захотелось найти причину провала мероприятия. Хотя об основных я догадывался, основываясь на анализе действий чиновников горадминистрации в этом вопросе. Для подтверждения своих выводов я обратился к специалистам (проектировщикам и архитекторам), показав им Постановление № 4871 и задав вопросы по его тексту.
Теперь, основываясь на своих выводах и мнениях проектировщиков-архитекторов, позволю себе, дилетанту в зодчестве, назвать причины случившегося конфуза.
Первая и основная (по моему мнению) - показное желание администрации города увековечить память летчиков-астраханцев. Это вытекает из следующих действий её чиновников.
1. Очень долго (не намеренно ли?) готовился проект Постановления для подписания его мэром. В начале апреля 2010 г (более года тому назад!), когда по телевидению мэр города С.А.Боженов отвечал на вопросы астраханцев, я тоже задал ему вопрос: "Когда будет объявлен конкурс на проект памятника летчикам?". Он, подумав, ответил: "В апреле". На самом деле Постановление было подписано лишь 14 июля 2010 г.
2. Очень озадачило название проекта - "Сквер "Аллея Славы" и памятный знак астраханским летчикам-героям на территории сквера по ул. Победы в Кировском районе". Прямо какая-то абракадабра! Ведь аллея может быть только в сквере (парке), потому что все словари толкуют: аллея - это пешеходная или проезжая дорога в парках или садах, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Сквер - небольшой городской общественный сад. Возможно, и будущих конкурсантов это озадачило и не вдохновило на предложенное творчество.
По-моему, само словосочетание "Аллея Славы" предполагает размещение на ней нескольких памятных знаков конкретным людям, событиям, и не только летчикам. Если сквер, расположенный на ул. Победы, предполагается использовать для пропаганды нашей Победы в Великой Отечественной войне, то, по-видимому, на "Аллее Славы" должны устанавливаться памятные знаки и героям-труженикам тыла, а не только фронтовикам. Поэтому аллея должна называться "Аллея боевой и трудовой Славы". Считаю, так будет справедливо.
3. Другой причиной провала конкурса стали, по-моему, усложненные программа и условия конкурса, тесно связанные с материальным поощрением всего лишь одного участника конкурса 50-ю тысячами рублей. Здесь разговор простой - невыгодно конкурсанту: работы и затрат много, поощрение не компенсирует их. Напрашивается вывод: увеличить количество призовых мест хотя бы до трех и размер премий за каждое место.
4. Меня сразу возмутил тот факт, что вопреки требованию мэра города опубликовать в СМИ данное Постановление, Положение о проведении открытого конкурса и решение конкурсной комиссии по итогам его проведения, кто-то в администрации решил, что достаточно будет публикации в приложении к газете "Горожанин" "ПЛЮС четыре", которое мало известно горожанам. Сам я приобрел приложение по совету работника "Горожанина" в фойе мэрии около дежурного милиционера. Какой при этом может быть разговор об "участии всех желающих - отдельных лиц и творческих групп в конкурсе", как отмечено в условиях конкурса? Работники горархитектуры поясняли, что они разослали письменные уведомления об объявленном конкурсе в различные творческие и другие организации. Думаю, что правильней было бы поместить сообщение о конкурсе хотя бы в одной из областных газет.
Наконец, 26 апреля 2011 г. состоялось долгожданное заседание конкурсной комиссии в далеко не полном составе (в чем вижу еще одно подтверждение плохой подготовки к конкурсу).
Первый же выступивший член жюри - Б. И. Борисенко отметил неудачный выбор места установки памятника, на шумной автомагистрали, какой является улица Победы в районе цирка. Его поддержали другие выступившие. Они выражали сомнения в необходимости устанавливать памятник летчикам (мол, тогда потребуют установить памятники и санитарки, и связисты, и саперы, и все остальные военные специалисты). В ответ я всё же предложил установить памятник летчикам-астраханцам на месте клумбы с баннером посредине в начале улицы Савушкина напротив ворот стадиона. Предложение, кажется, одобрили. Были и другие советы и предложения.
Сами представленные на конкурс проекты даже не рассматривались и не обсуждались, хотя по задумке некоторые заслуживали внимания. Мое же предложение о памятнике Сахарову и Братину, кажется, поддержали с условием, что наши краеведы документально подтвердят факт их подвига.
Закончилось работа жюри очень правильным, всех удовлетворившим предложением С.П.Кудрявцевой создать небольшую группу из специалистов с привлечением общественности для определения места "Аллеи Славы" и установки памятника летчикам, выработки четких, ясных условий конкурса, а также выразить благодарность администрации города, всем представившим свои проекты (в основном студентам и учащимся вузов и училищ), в качестве морального поощрения.
Вернусь к увековечению подвига летчиков астраханского аэроклуба А.М. Сахарова и А.Т. Брагина. Несмотря на договоренность с генералом В.Ю. Градусовым и отказ горархитектуры, всё же хотелось бы, чтобы памятный знак в их честь был установлен на предложенном мною месте - в сквере на пересечении улиц Советская и Коммунистическая в виде знака малой формы (например, в виде глыбы льда с барельефами героев) или рядом, на бывшем здании аэроклуба, в виде горельефной памятной доски.
Коснусь и болезненной для администрации города и для горожан темы места установки памятников. Сразу возникает вопрос: а есть ли у администрации города какая-то внятная и понятная для горожан концепция установки памятников, желание обсудить с горожанами место и целесообразность их установки? По-моему, до сего такого не было. Это показали бесполезно проведенное заседание конкурсной комиссии и напрасно затраченные конкурсантами творческие усилия и их материальные потери. Вот во что выливаются непродуманные, непрофессиональные решения чиновников.
В принимаемых решениях об установке того или иного памятника сейчас преобладает не здравый смысл, а политическое соображение. Я имею в виду Памятник Курмангазы в конце улицы Советской, Г. Алиеву на Приморском бульваре, Петру I на проспекте Гужвина.
Первый, по своему замыслу и смыслу требовавший простора, установили в тесном пространстве. Памятник от этого выглядит нелепо и уже послужил причиной аварии - в него врезался автомобиль. Смогли же астраханские армяне установить свой компактный, никому не мешающий памятный знак на той же ул. Советской. Правда, при этом администрация города не вспомнила, что рядом когда-то стоял памятник генералиссимусу А.В. Суворову, жившему какое-то время в нашем городе.
Памятник Г. Алиеву в Астрахани - вообще нонсенс. Гейдар Алиевич ничем не связан с нашим городом, если не считать его земляков, проживающих здесь.
Памятник Петру I на проспекте имени нашего первого губернатора А.П. Гужвина, я считаю, выглядит двусмысленно. Петр был не только преобразователем России, но и душегубом, по свидетельству иностранцев собственноручно рубившим топором головы пятерым стрельцам и одному священнослужителю и казнившим мечом более 80 стрельцов. Да и преобразования его стоили России-матушке большой крови. Или она (кровь) может служить оправданием? Почему же тогда Сталину нет сейчас памятников? Потому что присутствует политика, а не здравый смысл. Считаю неправильным, что памятник императору увязан с памятью о нашем губернаторе.
Боюсь, что эти мои мысли посчитают националистическими, крамольными, противоречащими политике нашей власти. Но я говорю о здравом смысле в любых делах.
Г.Н. Меньшов, член конкурсной комиссии, инициатор установки
памятника. "Астраханский мир"