Интервью с основателем приюта для бездомных животных «Верный друг», журналистом Светланой Марченко.

«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Уважаемая Светлана Эдуардовна! Поздравляем Вас с вручением почётной награды Мариинского знака отличия II степени. Кто из астраханских представительниц прекрасного пола ещё, на Ваш взгляд, может быть достоин такой же награды?

СВЕТЛАНА МАРЧЕНКО: На мой взгляд, у нас много женщин, достойных получить эту награду. Это все те, кто активно занимается общественной работой, направленной на милосердие, благотворительность, те, кто способны на добрые дела, идущие от самого сердца, будь то помощь детям, больным, инвалидам, старикам, животным.

Эти люди всегда чем-то жертвуют: временем, личной жизнью, средствами, особенно если их не так достаточно и т. д. Но они не могут поступить иначе, потому что взамен утраченному они получают душевное удовлетворение, которое, на мой взгляд, куда выше и дороже для этих людей.

«ФАКТ»: Что лично для Вас означает эта награда?

МАРЧЕНКО: Мне чрезвычайно дорого общественное признание, которое олицетворяет эта награда. Во-первых, это означает, что доброта, самоотверженность, защита наших братьев меньших не утратили своей значимости. Это значит, что не все люди очерствели душой, что истинная культура наших граждан не упала «до плинтуса». И награды вручают не только за профессиональные показатели, но не остаются без внимания и духовные ценности. По сути, я считаю, что эта награда – не только моя заслуга, эта заслуга всех астраханцев, которые сейчас помогают нам в приюте и активно участвуют в работе по спасению животных, сообщая нам о том, где сбито автомашиной животное (чаще всего случаются именно эти вызовы), в какой люк, колодец провалилось несчастное, откуда его можно забрать, и эти люди ожидают нашего приезда. Не потеряно главное у наших земляков – сопереживание, сострадание – вот что главное.

«ФАКТ»: Подведите итоги работы приюта «Верный друг» за уходящий год? Какими успехами Вы особенно гордитесь? Какие цели ставите на 2013 год?

МАРЧЕНКО: Когда я открыла общественную организацию помощи бездомным животным «Верный Друг», то, обратившись ко многим обеспеченным людям по вопросу помощи строительства приюта, получила отказ: «Вот постройте, а мы потом будем помогать», - было ответом. И я их понимаю – мало ли кто и что хочет, людям свойственно увидеть, понять, что называется, подержать в руках, а потом, возможно, и помогут. Тогда мы достаточно большой группой единомышленников еще в 2011 году стали думать: с чего начать? Участок земли под строительство мне предоставила администрация МО «Приволжский район». А что дальше? Когда дошла ситуация до точки кипения, то есть, уже невозможно стало видеть как собак отстреливают, как они замерзают, умирают от травм, мне пришлось сделать непонятный для многих шаг: продать дачу, участок, где хотели строиться, все ценные вещи, купить стройматериалы, павильон, вагончик и уже начать работать, собирая обездоленных животных по всей Астрахани и прилежащих к ней районов. Со мной на первых порах и днем, и ночью работали ветеринар-кинолог Айнагуль Ситалиева и Виктор Орехов, который, похоже, может найти контакт с любой собакой. Выездов было много. Машин мало. Особенно если учесть, что в функции МЧС не заложено в Астрахани спасение животных. Все звонки из МЧС поступали на наш телефон, а мы уже выезжали на место происшествия. Круглосуточную охрану, помощь в кормлении, уборке вольеров и самом вольерном строительстве вели Олег Войнов и Виталий Логинов. Но если все это мы осуществляли бесплатно для жителей, то питание для собак доставали как могли: залезали в долги, выпрашивали на бойнях, хлебокомбинатах, но наши детеныши не голодали. Несмотря на откровенно тяжелые условия: как моральные, материальные, так и физические, мы из последних сил до сих пор продолжаем и будем продолжать нашу работу по спасению животных. Тем более что сейчас уже на постоянной основе работают два специалиста по уходу, ветфельдшер, главный ветеринар, администратор. Да и очень большое число астраханцев теперь помогает нам: везут в приют и питание, и лекарство, и мебель, из которой делаем будки, и теплые вещи, и миски, даже игрушки для собак, а они у нас точно дети – обожают играть с мячиками.

Некоторые волонтеры приезжают по выходным погулять с приемышами, помогают мыть посуду, будки помогают строить. Для нас в лизинг одна компьютерная фирма купила «Газель», первичный взнос которой они оплатили, и он составил 140 тысяч рублей, по 20 тысяч мы ежемесячно за нее перечисляем сами, но без нее нам никак. Все крупные грузы: мебель, мясо, пиломатериал, хлеб из хлебокомбинатов, а также отлов нескольких собак и перевоз крупных агрессивных собак мы осуществляем на ней. А недавно по инициативе членов Совета молодых специалистов крупного предприятия Кати Розенберг и Тамары Бобковой для нас в строймагазин перевели достаточно большую сумму, на которую мы купили электрогенератор, строительные материалы для небольшой больницы и большого карантина, без которых нам уже сложно работать. Есть, конечно, у нас бюджетная дыра – зарплата сотрудникам по основной деятельности, но и с этой проблемой мы продумали, как справиться, нужно только время, а сейчас ищем помощи.

Успехами, которыми мы гордимся, можно назвать огромное количество спасенных нами животных и глубокое понимание астраханцами нашей сложной, но необходимой работы. А вот глобальной целью 2013 года станет строительство капитального помещения для приюта, которое начнется весной 2013 года после сбора пакета документов для разрешения строительства. Дело в том, что когда я обратилась к губернатору Александру Жилкину, он одобрил идею создания приюта и дал задание подчиненным создать попечительский совет по строительству приюта, «не влезая в бюджет», так сказать, стройка всем миром, активизируя социальную ответственность бизнеса. В результате, в этом году вышло постановление о попечительском совете, который уже начал работать. В настоящее время полным ходом идет сбор документов: технические условия на строительство собраны, дано задание и уже на днях мы получим готовую архитектурную концепцию, на основании которой можно будет подготовить технические условия на сооружение. Перед новым годом будет основное совещание, где в соответствии с концепцией совет будет решать вопрос о сроках и материалах строительства. И, предполагаю, что весной уже можно будет приступить к возведению.

«ФАКТ»: Какая миссия у "Верного друга"? Это рост гуманности у наших земляков, экологическая обстановка или что-то ещё?

МАРЧЕНКО: Первая – спасение животных от жестокости человека. Цивилизованное государство определяется по трем критериям: достойное отношение к детям, старикам и животным. Не будь хоть одного звена, и страна потеряет статус культурного, цивилизованного государства.

Вторая – воспитательная. Безнаказанность и равнодушие – это путь к преступлению. Статистика показывает, что все маниакальные убийцы начинали с издевательства над животными, это было их генеральной репетицией, затем шел следующий шаг – человек. Третья – экологическая. Все, что Вы наблюдаете сейчас – огромные стаи собак, их болезни как инфекционные, так и паразитарные опосредованно связаны с отстрелом в последние три года. Угроза генофонду при отстреле дала большое воспроизводство, пополнение популяции. Суки стали рожать по 16-18 щенков, а так как сам по себе отстрел большей частью был профанацией – уничтожались лишь домашние собаки, вышедшие погулять из дома и доверчивые щенки (истинно бездомные собаки за версту чувствовали присутствие палачей и сматывались, поэтому попасть из ружья с ядом в них не было никакой возможности), то и произошло то, что мы наблюдаем. Если кто-то захочет опровергнуть этот факт, тогда скажите: откуда у нас огромное количество собак в возрасте 5 лет, к которым невозможно подойти? А так как количество щенков значительно возросло, началось их природное саморегулирование - увеличилось число инфекционных заболеваний, таких как энтерит, чумка, много щенков умирает на улицах города. Наша программа стерилизации (кастрации) постепенно сократит популяцию, что позитивно скажется как для людей, любящих животных, так и равнодушных к ним.

«ФАКТ»: Как сейчас складываются взаимоотношения приюта с властями?

МАРЧЕНКО: Заявляю официально: ни один бюджет - ни городской, ни областной, ни федеральный финансово нас не поддерживает. Здесь уже идут такие интересные слухи, будто нам выделили 5млн. рублей, какие-то еще неслыханные миллионы. Нет, нет и нет.

О сотрудничестве с областью по строительству я уже говорила, а вот с мэрией – несколько иные взаимоотношения. Тот отлов, который велся нами с февраля, никак не был оплачен, хотя в управлении благоустройства сидел специалист, который официально требовал с нас поадресный отлов. Напомню: все три года на отлов (читай: отстрел и утилизацию) собак было выделено по 8,5 млн. рублей ежегодно (!) Начальник управления Ковалев А.М. лично обещал провести конкурс на муниципальный заказ по отлову и содержанию собак, затем плавно перевел все действия на полномочия региональной власти, а по отлову (отстрелу) пояснил коротко: «Это было незаконно!» Вот и весь сказ. Кстати, на следующий год средства на отлов с последующим содержанием в приюте в бюджете мэрии, по словам сотрудника управления, не предусмотрены. А люди звонят, требуя забрать здоровых собак, обижаются, шантажируют нас. У нас сердце сжимается от жалости, что мы не всем животным можем дать кров. Но пока мы имеем возможность забирать только слабых, больных и травмированных. Понять, что пока у нас просто нет мест, поскольку мы все силы сейчас направили на строительство больницы и карантина, люди не могут и не хотят. Я их понимаю: свое – больнее, но и нас надо понять.

«ФАКТ»: Приют обменивается опытом с другими регионами?

МАРЧЕНКО: Да. И не только. С нами сотрудничает бывшая астраханка, а ныне гражданка Великобритании Неля Маракаева. Она нам помогала и в закупе строительства одной из секций приюта, и в операциях у собак, и в покупке ветпрепаратов. Кстати, она «удочерила» одну нашу «девочку», которая при автотравме лишилась уха и глаза, в центре города Астрахани была нами отловлена и размещена в приют. Теперь она живет с Нелей в Англии. Также мы общаемся с фондом защиты животных «Лапка друга» и «Вита».

«ФАКТ»: Какова цена вопроса деятельности "Верного друга"?

МАРЧЕНКО: Смотря чего: основную часть у нас «тянет» постройка новых вольеров, зарплата сотрудников, оплата лизинга за «Газель», бензин. Сеном для подстилок нас обеспечивают фермеры Приволжского района, питание и ветпрепараты нам помогают закупать астраханцы. Годовой отчет по всем потраченным и приобретенным средствам будет перед новым годом выставлен на сайте «Верного Друга» в разделе «финансовый отдел». А в силу того, что нами разрабатывается и уже близка к завершению взносовая система членов организации и квартальный отчет по расходованию средств, опубликованные на нашем сайте, то нам необходим главным образом именно отстроенный с помощью попечительского совета приют, соответствующий всем санитарным и ветеринарным нормам.

«ФАКТ»: Почему, на Ваш взгляд, никто раньше так и не смог сделать то, что сделали Вы - открыть первый в области приют для бездомных животных?

МАРЧЕНКО: Наше астраханское общество способно откликнуться на чужую боль, но чаще всего, когда уже что-то создано, когда к нему обращается человек или группа людей. И это не означает, что наши астраханцы черствы, нет. Причины здесь различны: характер – есть ведущие, есть ведомые. И это нормально. Кто-то готов идти на риск, кто-то – помогать в уже созданном деле. Многим мешают неверие в свои силы, пессимизм. Да и желание построить приют у астраханцев было, но, возможно, не хватило сил, терпения, напористости, не просчитали алгоритм создания и дальнейшего существования предприятия, надеялись на финансовую поддержку властей, да мало ли! И не забывайте, только в прошлом году был принят в первом чтении федеральный закон о животных, а это уже значимый инструмент в наших руках. Сейчас мы, объединяясь с регионами, пытаемся «пробить» закон во втором чтении.

«ФАКТ»: Расскажите о Вашей профессиональной деятельности в области издательского дела и журналистики? Как идут дела?

МАРЧЕНКО: Приходится успевать. И здесь мне помогает многолетний слаженный коллектив, в котором каждый отвечает за свой участок работы. Я целиком и полностью рассчитываю на него и ставлю точку лишь в политических моментах газеты.

«ФАКТ»: Как Вы оцениваете современный уровень подготовки журналистских кадров астраханским образованием?

МАРЧЕНКО: Я исхожу из того, что журналистом надо родиться. Можно научить человека грамотно писать, знать и следовать жанрам, но души в статье, сюжете не будет. Да и многие выходцы нашего университета стремятся работать на телевидении, в центральных изданиях, в районных газетах у них как-то нет особенного желания трудиться. И это не только мое мнение, но и моих коллег по цеху: работа в районках ниже достоинства журналистов, которые уже видят себя звездами.

«ФАКТ»: Что сейчас, на Ваш взгляд, представляет астраханский медиа-рынок? Какие у него перспективы? Где и какие вы видите глобальные недочёты?

МАРЧЕНКО: Разобщенность – наш бич. Так получилось, что мне приходилось бывать в различных регионах и встречаться с тамошними руководителями журналистских организаций. Я была в Перми, где кипит журналистская жизнь, собираются, обсуждают статьи, спорят, а какие у них капустники! Животики надорвешь. В Екатеринбурге встречалась с тогдашним председателем союза журналистов - молодым парнем, юристом по образованию. Так он столько мне проектов интересных представил. Я уж не говорю о наличии у екатеринбургских журналистов дисконтной карты 25 предприятий, которая давала возможность на этих предприятиях приобретать товары и услуги со скидкой, союзом оказывалась материальная помощь, профсоюзная защита. В общем, много интересного. Но там и сами журналисты более активные и сплоченные, рисковые что ли.

«ФАКТ»: Вы видите себя в качестве депутата, главы органа исполнительной власти?

МАРЧЕНКО: Вы намекаете на мое образование, полученное в академии муниципальных и государственных служащих? Вообще-то я уже депутат районного уровня. Но нет. Во власть идти я не хочу. Знаю, как там все непросто. Мне тоже тяжело, не боюсь трудностей, но я ощущаю моральное удовлетворение, спасая слабых, но здесь в большей части все зависит от меня, хотя и приходится биться, доказывая, что ты не верблюд, а в сфере власти сложно ощутить моральное удовлетворение, особенно когда не удается сделать что-то полезное для людей не по твоей воле, а потому что твои планы разрушают либо неграмотные законы, либо чье-то желание сделать все вопреки.

«ФАКТ»: Как, где и с кем Вы планируете встречать предстоящие новогодние и рождественские праздники?

МАРЧЕНКО: В этом году у меня выходных просто нет. Думаю, пока нет полного штата сотрудников, не будет выходных и сейчас. Так что ближе к ночи накроем стол дома, а поутру опять в приют. У собак же нет выходных, да и спокойнее с ними.

«ФАКТ»: Ваши пожелания нашей газете и её читателям в связи с 10-летием «Факта»?

МАРЧЕНКО: Ваша газета отличается ото всех остальных. Самое смешное случается, когда у некоторых чиновников спрашиваешь, читал ли такую-то статью в «Факте», и слышишь в ответ: «Я эту газету не читаю», а у самого на столе виден краешек того самого «Факта», и все становится ясным. Сразу вспоминаю детскую книгу «Незнайка на Луне»: «Я газету для дураков покупаю не из-за того, что сам дурак, а из-за того, что хочу узнать, что там про дураков пишут». «Факту и Компромату» всего 10 лет, а такое впечатление, что с ней знаком долгие годы. Что бы о ней не говорили, но она и есть та щука, которая для того, чтобы карась не дремал. Пользуясь случаем, хочу поздравить вашу газету с юбилеем. Желаю вам больших тиражей, крепкого здоровья, надежного успеха и душевного удовлетворения.

"Факт и компромат" № 46, 20.12.2012 г.