СВО: противостояние двух позиций

Наблюдая, как историк за тем, что творится в общественном пространстве «России эпохи СВО» (в данном случае повод – флаг Украины в Петербурге), хотел бы обратить внимание на противостояние двух ключевых позиций.

  • Закон существует, и задачей государства и общества является признание примата закона над всем остальным и соблюдение закона.
  • Закона, равно как и правильной позиции не существует, существует «мнение народа» («общественное мнение», при этом часто встречается разноголосица общественных мнений), которое монопольно должно определять стратегии и логику действий государства. При этом важно понимать, что под «мнением народа» или «общественным мнением» обычно подразумевается мнение некоторой части подписчиков тех или иных ресурсов. Усложняет ситуацию то обстоятельство, что этих подписчиков далеко не всегда можно атрибутировать, как реально существующих и тем более самостоятельно мыслящих людей.

Сегодня ситуация складывается таким образом, что занимать вторую позицию психологически и социально намного выгоднее, чем первую. Громкое и слаженное возмущение тем или иным событием, усиленное патриотической риторикой гипнотически действует не только на возмущающегося и протестующего, но и на значительную часть слушающих и читающих.

Возмущенная и эмоциональная риторика, в которой звучат жесткие обвинения в очередном предательстве, сговоре, идиотизме освобождает говорящих и их союзников от ощущения собственной недостаточной информированности и ангажированности и мгновенно ставит их выше тех, кто сохраняет спокойствие («не реагирует», «плюет»), аргументированно отвечает («оправдывается»), профессионально апеллирует к праву, логике и закону («несёт чушь»). Мало того, на общем истерическом фоне любое спокойствие и воззвание к разуму, фактам и закону a priori воспринимается как вызов общепризнанным вещам, как отход от «генеральной линии», попытка скрыть истину и приводит к обвинениям в тайной принадлежности к сообществу врагов.

Вспомним Аверченко «Разговор за столом». Во время революционных потрясений за столом сидит компания «бывших» и придумывает казни для Троцкого, если бы он попался им в руки. Предлагается медленно втыкать в него булавки, привязать к нему сгнившие трупы расстрелянных, уморить жаждой … И в какой то момент все обращаются к офицеру, который только что вернулся с фронта, надеясь, что сейчас он придумает нечто невообразимое. Результат выходит совершенно неожиданный.

« – Так я бы его тогда, подлеца, в суд!..

– Как в суд? В какой суд?

– А как же?.. Ежели он виновен – надо его в суд. Пусть судят.

Молчание сгустилось, нависло, нагромоздилось над присутствующими, как насыщенная электричеством густая туча».

Сегодня происходит примерно то же самое в истории с флагами на сессии МПА СНГ. Согласно документам (можно посмотреть сайты МПА СНГ и Исполкома СНГ) Украина и член Содружества и  в составе. Она (при самых тяжелых отношениях с Россией) отношений с СНГ и его структурами официально не прерывала и о выходе официально не заявляла. При самом справедливо - негативном отношении к флагу нацистской Украины (у меня он вызывает самые скверные чувства) использовать или не использовать символику того или иного государства решает не в одностороннем порядке государство, где находится соответствующая штаб-квартира, а сообщество. Таково международное право. Именно поэтому наши флаги не трогают в Нью-Йорке (ООН), в Вене (ОБСЕ), Париже (ЮНЕСКО) и пр. И именно поэтому под этим флагом (в том числе) сидела Матвиенко, а в зале были уважаемые люди, патриоты нашей страны.

Но…

Читайте первые абзацы.

Борис Якеменко