Думаю, всем хорошо известно, в каком бедственном положении находятся сейчас муниципалитеты и сельские поселения не только Астраханской области, но и всей страны.
И неудивительно, что так бурно проходит обсуждение на всех уровнях: в парламенте и в региональных законодательных собраниях, в муниципалитетах, когда речь заходит о бюджетном планировании. Не случайно мне вспомнился отчет контрольно-счетной палаты областной думы, которая проинспектировала работу муниципалитетов в вопросах использования ими средств и формирования доходной части бюджетов в 2015 году. Как это ни печально, но почти во всех сельских поселениях денег на текущие нужды постоянно не хватало. Причины назывались разные. Но среди разных отмечено изменение условий формирования доходной части бюджета. К примеру, раньше норматив зачисления НДФЛ в сельскую казну был 10 процентов, стал два процента. Единый сельско-хозяйственный налог составлял 50 процентов, с 2014 года отчисления составляют 30 процентов. Перестали сельсоветы получать отчисления и от топливных акцизов.
Людей, живущих в населённых пунктах, мало волнует, сколько и каких налогов поступает в бюджеты, им бы хотелось, чтобы у них работали сельсоветы, а в них работали ответственные чиновники, которые без хлопот и проволочек могли выдать ту или иную справку, поставили на учет или сняли с него. Да просто помогли в трудную минуту.
Конечно, в каждом селе, а тем более в селе, где населения «кот наплакал», сельсоветы не откроешь. Но хотя бы не закрывали те, которые зарекомендовали себя положительно. А то ведь началась такая оптимизация, слияние сельсоветов, что просто оторопь берет. Конечно, не от хорошей жизни это делается. Но всё же рубить с плеча не стоит. У нас много всяких укрупнений и разукрупнений было. После них, как правило, становилось хуже. Так что все нужно делать по пословице: семь раз отмерь – один отрежь… А не рубить с плеча.
В ряде районов нашей области укрупнения сельских советов уже проводились. Теперь вот дело дошло до Черноярского района. А укрупнения и тут, естественно, проводится с благими намерениями. С благими намерениями слияние идет и здесь. По официальным данным, из десяти муниципалитетов остается только два. Один – Ушаковский, как самый удаленный от районного центра сохранит свою самостоятельность. Но этот фактор не самый главный.
Сельсовет самодостаточный: неплохое финансовое положение, умело распоряжается имеющимися земельными территориями. Другой муниципалитет по-прежнему остается непосредственно в Чёрном Яру. Тут накоплен определенный опыт по добыванию средств на общественные нужды и по работе с населением. Преобразование подобного рода, как считают депутаты, позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в населенных пунктах, а главное – позволит сократить расходы на содержание управленческого аппарата.
Сократить расходы, возможно получится. Но, считаю, не на столько, чтобы радоваться. Опыт слияния в сельских поселениях других районов области показывает, что там оставались для оказания повседневной помощи населению специалисты, ответственные за работу военного стола, социальным и общественным вопросам. А их без зарплаты не оставишь. А это уже расходы. И пусть не очень значительные, но все же. Да и так ли всё гладко будет после слияния, как предполагают депутаты? Вряд ли. Отсутствие местной власти рядом с домом – это уже отрицательный фактор. А коль рядом нужного чиновника нет, хочешь – не хочешь, к нему надо ехать. Пусть и не далеко: 5-6 километров, но ехать всё равно придется. А значит, придется оплачивать проезд. Не у всех пока есть собственные машины. Впрочем, машина тоже требует денег. На тот же бензин, на содержание и обслуживание. В общем, куда не кинь, всюду клин…
Один, пожалуй, положительный тут фактор – сокращение чиновников. В сельских администрациях их было немного. Тем не менее: два-три человека могут остаться без «тёплой» работы. Слава Богу, в сёлах есть, где приложить руки. Фермеры того же Черноярского района каждую весну, словно манну небесную, ждут помощников из Среднеазиатских республик.
Муниципальные чиновники – «мелкие сошки». Зарплата у них не ахти какая. Однако они не бедствуют, если сравнивать их с рядовыми гражданами. Особенно с пенсионерами. Так что сокращение, если подсчитать в общем по региону, дает некоторую экономию бюджетных средств. Эти средства в данной ситуации, когда областная казна довольно худа, конечно же, пригодятся.
Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685)
AST-NEWS.ru
И неудивительно, что так бурно проходит обсуждение на всех уровнях: в парламенте и в региональных законодательных собраниях, в муниципалитетах, когда речь заходит о бюджетном планировании. Не случайно мне вспомнился отчет контрольно-счетной палаты областной думы, которая проинспектировала работу муниципалитетов в вопросах использования ими средств и формирования доходной части бюджетов в 2015 году. Как это ни печально, но почти во всех сельских поселениях денег на текущие нужды постоянно не хватало. Причины назывались разные. Но среди разных отмечено изменение условий формирования доходной части бюджета. К примеру, раньше норматив зачисления НДФЛ в сельскую казну был 10 процентов, стал два процента. Единый сельско-хозяйственный налог составлял 50 процентов, с 2014 года отчисления составляют 30 процентов. Перестали сельсоветы получать отчисления и от топливных акцизов.
Людей, живущих в населённых пунктах, мало волнует, сколько и каких налогов поступает в бюджеты, им бы хотелось, чтобы у них работали сельсоветы, а в них работали ответственные чиновники, которые без хлопот и проволочек могли выдать ту или иную справку, поставили на учет или сняли с него. Да просто помогли в трудную минуту.
Конечно, в каждом селе, а тем более в селе, где населения «кот наплакал», сельсоветы не откроешь. Но хотя бы не закрывали те, которые зарекомендовали себя положительно. А то ведь началась такая оптимизация, слияние сельсоветов, что просто оторопь берет. Конечно, не от хорошей жизни это делается. Но всё же рубить с плеча не стоит. У нас много всяких укрупнений и разукрупнений было. После них, как правило, становилось хуже. Так что все нужно делать по пословице: семь раз отмерь – один отрежь… А не рубить с плеча.
В ряде районов нашей области укрупнения сельских советов уже проводились. Теперь вот дело дошло до Черноярского района. А укрупнения и тут, естественно, проводится с благими намерениями. С благими намерениями слияние идет и здесь. По официальным данным, из десяти муниципалитетов остается только два. Один – Ушаковский, как самый удаленный от районного центра сохранит свою самостоятельность. Но этот фактор не самый главный.
Сельсовет самодостаточный: неплохое финансовое положение, умело распоряжается имеющимися земельными территориями. Другой муниципалитет по-прежнему остается непосредственно в Чёрном Яру. Тут накоплен определенный опыт по добыванию средств на общественные нужды и по работе с населением. Преобразование подобного рода, как считают депутаты, позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в населенных пунктах, а главное – позволит сократить расходы на содержание управленческого аппарата.
Сократить расходы, возможно получится. Но, считаю, не на столько, чтобы радоваться. Опыт слияния в сельских поселениях других районов области показывает, что там оставались для оказания повседневной помощи населению специалисты, ответственные за работу военного стола, социальным и общественным вопросам. А их без зарплаты не оставишь. А это уже расходы. И пусть не очень значительные, но все же. Да и так ли всё гладко будет после слияния, как предполагают депутаты? Вряд ли. Отсутствие местной власти рядом с домом – это уже отрицательный фактор. А коль рядом нужного чиновника нет, хочешь – не хочешь, к нему надо ехать. Пусть и не далеко: 5-6 километров, но ехать всё равно придется. А значит, придется оплачивать проезд. Не у всех пока есть собственные машины. Впрочем, машина тоже требует денег. На тот же бензин, на содержание и обслуживание. В общем, куда не кинь, всюду клин…
Один, пожалуй, положительный тут фактор – сокращение чиновников. В сельских администрациях их было немного. Тем не менее: два-три человека могут остаться без «тёплой» работы. Слава Богу, в сёлах есть, где приложить руки. Фермеры того же Черноярского района каждую весну, словно манну небесную, ждут помощников из Среднеазиатских республик.
Муниципальные чиновники – «мелкие сошки». Зарплата у них не ахти какая. Однако они не бедствуют, если сравнивать их с рядовыми гражданами. Особенно с пенсионерами. Так что сокращение, если подсчитать в общем по региону, дает некоторую экономию бюджетных средств. Эти средства в данной ситуации, когда областная казна довольно худа, конечно же, пригодятся.
Борис Стрелецкий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (685)