Финансовый кризис, поразивший практически все отрасли экономики и ставший виновником падения объемов производства, закрытия ряда промышленных предприятий и роста безработицы в стране, не обошел стороной и Ахтубинский район, где его последствия так же негативно сказались на состоянии местной экономики и привели к напряженности на рынке труда. В связи с чем властями были выработаны антикризисные меры и создан ситуационный штаб, призванный регулярно отслеживать ситуацию в экономике и принимать оперативные меры по нормализации обстановки в районе.
Насколько они способны нейтрализовать последствия экономического кризиса и что необходимо сделать для этого - тема нашей беседы с известным в районе и области предпринимателем, генеральным директором ООО "НАН" А.А. НАРУЗБАЕВЫМ.
- Прежде всего, Аманга Алинкалиевич, позвольте поздравить вас с недавним награждением медалью ордена "За заслуги перед Астраханской областью". Эта награда, по отзывам горожан, вполне заслуженная, поскольку, несмотря ни на какие финансовые передряги, вам удалось создать в районе сеть современных и удобных супермаркетов, не уступающих по дизайну, ассортименту товаров и культуре обслуживания аналогичным торговым центрам в больших городах, а также внести весомый вклад в развитие местного потребительского рынка, который теперь под напором кризиса, девальвации рубля и растущей инфляции может свернуться, как шагреневая кожа. Вас не пугает такая перспектива?
- Я бы сказал: вызывает беспокойство. Несмотря на попытки властей умолчать о надвигающемся финансовом кризисе, приукрасить реальную картину и успокоить людей, он все же пришел к нам и заставил затянуть пояса. Теперь, когда его глубина и размах обрели зримые очертания и привели к первым экономическим потрясениям, отрицать очевидные вещи уже никто не берется. Вместе с тем наше предприятие кризис врасплох не застал, потому как еще в июле прошлого года, внимательно изучив состояние финансового рынка и его тревожные симптомы, мы пришли к выводу, что надо готовиться к худшему, и приняли ряд мер по оптимизации расходов.
В первую очередь освободились от низкорентабельных объектов торговли и производства. В частности, закрыли цех безалкогольных напитков, кафе-ресторан, один из супермаркетов и аптеку. Высвободившихся людей перевели на строящуюся туристическую базу и другие участки работы. В условиях кризиса малодоходный бизнес, испытывающий снижение объемов товарооборота и нехватку средств, не выдерживает конкуренции и, как правило, становится убыточным. Держаться за него не стоит.
- Значит, кризис теперь вам нипочем?
- Мы неплохо к нему подготовились, но говорить о том, что пройдем без потерь, я бы не стал. В начале 90 годов прошлого столетия подобный кризис тоже испытывал нашу экономику на прочность. Но тогда, если вы помните, страну спасли "челноки", которые довольно быстро насытили рынок дешевыми товарами, обули, одели и накормили людей не только в городах, но и в глубинке. Сегодня эта армия коробейников заметно поредела, многие из них приобрели магазины, освоили новые виды бизнеса и ушли из торговли.
Нынешний финансовый кризис имеет иные истоки, чем прежний, и связан, как мне кажется, прежде всего с управлением экономикой, отсутствием должной конкурентной среды, надежных механизмов роста и слабым сектором производства, когда золотовалютные запасы страны пополнялись в основном за счет продажи нефти и газа. Это делает его более жестким и непредсказуемым, чем мы предполагали. Начался он, как известно, с фондовых рынков, обрушив индексы РТС в пять раз, затем взял за горло энергоемкие крупные промышленные предприятия и сейчас стоит на пороге потребительского сектора.
- Вы ощущаете его колючее дыхание?
- Конечно. Снизился потребительский спрос населения, люди предпочитают экономить, откладывать деньги на черный день, берут более дешевые продукты и товары. В конце февраля - начале марта прогнозируем резкое падение спроса и одновременный взлет инфляции. Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса существенно поднялась и продолжает расти. Мы вынуждены в этих условиях меньше завозить дорогостоящих товаров - шоколадных конфет, высших сортов чая, а наиболее значимые в социальном плане, такие как мука, сахар, крупы, подсолнечное масло, реализуем по сниженным ценам.
Любой сбой в экономике сразу же отражается на торговле. Стоило, скажем, в поселке Верхний Баскунчак заговорить о массовом сокращении кадров на здешних предприятиях, как люди стали ограничивать себя в покупках и выручка в тамошнем супермаркете заметно упала.
- Нечто подобное может повториться в райцентре?
- Очевидно. Но обвального спада темпов потребительского спроса, надеюсь, город избежит. И вот почему: у нас нет градообразующих, монопредприятий с большим количеством рабочих, которые вследствие кризиса могли оказаться за их воротами и пополнить ряды безработных. Большая часть ахтубинцев занята либо в гарнизоне, либо в бюджетных организациях и учреждениях, где зарплата растет и выплачивается регулярно. Так что в отличие от Волгограда, имеющего крупные промышленные предприятия, которые сейчас сбавляют объемы производства и освобождаются от лишних людей, порождая социальную напряженность, в Ахтубинске, на мой взгляд, ситуация будет более стабильной и управляемой.
- Но безработица в районе дает уже о себе знать. Это касается прежде всего поселка Нижний Баскунчак. В скором времени ожидается массовое сокращение военнослужащих в гарнизоне.
- Конечно, безработных прибавится, но не настолько, чтобы привести к тяжелым последствиям, забастовкам и митингам. Тем не менее власти должны быть готовы к любой ситуации и упреждать возможные массовые акции недовольства людей. Там, где это возможно, надо создать дополнительные рабочие места, в первую очередь трудоустроить жителей из числа коренного населения, словом, все делать для того, чтобы человек не остался без средств к существованию. Не следует сбрасывать со счетов и вахтовый метод работы. Допустим, в Ахтубинске в ряде организаций и учреждений есть пока рабочие вакансии. Что мешает жителям того же поселка Нижний Баскунчак, попавшим под сокращение на комбинате, заполнить их? Надо только организовать перевозку людей в райцентр и обратно.
Вместе с тем, выражаясь языком медиков, стоит напомнить, что массовой безработицы легче избежать, нежели устранять ее последствия. Для этого государство вроде бы делает немало, но оно в основном выделяет средства избранным банкам, градообразующим, имеющим большое социальное и оборонное значение предприятиям, а малый и средний бизнес буквально задыхается от нехватки оборотных средств. Если сейчас ему не помочь, он окончательно загнется и выбросит на улицы толпы обозленных и недовольных властями людей. Справиться с такой стихией будет весьма непросто. Между тем малые предприятия пока лишены полноценной поддержки государства. Получить сегодня в банках кредит удается не всем. Даже нашему предприятию, которое всегда расплачивалось по кредитам в срок, их дают неохотно. А что говорить о других предприятиях с менее надежной репутацией, где без заемных средств выжить в условиях кризиса нет никакой возможности?
Отсюда напрашивается вывод: нужна экстренная, хорошо продуманная и сбалансированная программа мер по спасению отечественной экономики. Главная задача - обуздать рост инфляции и безработицы. Для ее реализации в первую очередь следовало бы предоставить налоговые послабления предприятиям пищевой промышленности, а также снизить налог на фонд оплаты труда. Это позволило бы избежать массового закрытия предприятий и увольнений рабочих. Другой важный финансовый инструмент в условиях кризиса - дешевые кредиты. Они способны "рассосать тромбы" в экономике и вывести производство на стабильный уровень развития. Для этого необходимо снизить базовую ставку Центробанка до 5 процентов и выдавать субсидированные кредиты предприятию под 10-11 процентов годовых. Понимаю, что на столь радикальные меры пойти не просто, и выдержит ли их федеральная казна, судить не берусь, но полумерами, которые сейчас принимает государство, преодолеть кризис без тяжелых потерь вряд ли удастся.
- В прошлом году борьба с дороговизной сопровождалась широко разрекламированной кампанией по "заморозке" цен на социально значимые товары. Не исключено, что власти опять к ней могут прибегнуть. Насколько эта мера законна и эффективна в условиях рыночной экономики?
- Что касается законности "заморозки" цен, мне трудно что-либо сказать по этому поводу, поскольку я не юрист. А вот эффективностью здесь, как говорится, и не пахнет. Цены на потребительском рынке, как известно, определяются спросом и предложением. Любое вмешательство в ценообразование, искусственное его сдерживание у простых обывателей вызывает чувство одобрения и приветствуется, но эта мера чисто популистская и справиться с дороговизной она не может. Законы рынка директивным указом отменить нельзя. Можно на какое-то время удержать цены, но затем они все равно отыграют и быстро достигнут своего максимума.
- Последствия кризиса наблюдаются в сельском хозяйстве. У многих крестьян, кто готовится к полевым работам, ощущается нехватка оборотных средств. Для получения кредита в банках от них требуют ликвидное залоговое имущество, располагают которым не все.
- Насколько я помню, аграрные реформы, затеянные еще в прошлом веке, предлагали создание рынка земли и передачу ее в частную собственность крестьянам. Но вместо землевладельцев в селах появились арендаторы, которые, выращивая урожаи овощей и арбузов, кочуют каждый год с одного участка на другой, оставляя после себя засоренную и истощенную пашню. С такой порочной практикой надо кончать.
Сельское население в большинстве своем зажиточным не назовешь. Многие крестьяне, кроме пары голов скота и старенькой легковушки, больше ничего не имеют, чтобы взять кредит и организовать мелкотоварное производство. А была бы в собственности земля, можно ее заложить и получить заемные средства. Так поступают во всем цивилизованном мире, но у нас, к сожалению, нет рынка земли, отсутствуют правовые механизмы по ее использованию в качестве залога, что, естественно, сдерживает развитие многоукладной экономики на селе.
Другая беда местных аграриев заключается в том, что у нас слабо организована переработка сельхозпродукции, на чем теряется немало денег. Стоит без работы мельница, дышит на ладан гормолзавод. Такое впечатление, что никому они не нужны. Между тем квашеные помидоры, огурцы, капуста и соленые арбузы пользуются в торговле большим спросом. Мы закупаем их в Харабалях и реализуем через свои супермаркеты. Все соленья уходят быстро, на прилавках не залеживаются. Неужели ахтубинцы разучились квасить помидоры, чтобы зарабатывать на этом дополнительную прибыль? Нужны инициативные, предприимчивые люди, которые взялись бы за это дело.
- Кстати, в этой связи хотелось бы сказать о продукции Астраханского ликеро-водочного завода. По моим наблюдениям, она не пользуется в городе таким спросом, как прежде, многие покупатели отдают предпочтение горячительному товару, изготовленному в других регионах страны. С чем это связано?
- Похоже, с качеством. Мы тоже видим, что спрос на астраханскую водку упал, склады ею затоварены. Не знаю, как других, но меня лично волнует судьба АЛВиЗа, поскольку его продукция занимает существенную долю в нашем товарообороте. Наверное, надо улучшить ее качество, поднимать конкурентноспособность, осваивать технологию производства новой продукции, активней проводить рекламную кампанию, чтобы наша водка была популярной и отличалась привлекательным брендом. Что для этого можно сделать, думаю, заводские специалисты знают. Но для начала неплохо бы провести расширенное совещание по этому поводу с участием всех заинтересованных сторон, куда пригласить представителей областных властей, завода и крупных торговых организаций, занимающихся реализацией ликеро-водочной продукции, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию и принять меры, способные вернуть нашей водке былую славу и поднять на нее спрос.
- Сообща надо искать и пути выхода из экономического кризиса.
- Безусловно. Каким бы тяжелым ни был нынешний кризис, ключом к успеху всегда остается эффективная система взаимодействия государства, бизнеса и общества, обеспечивающая консолидацию сил и творческий поиск резервов. Возможно, мои мысли и предложения кому-то покажутся спорными, вполне допускаю, что согласятся с ними не все. Ничего страшного. В дискуссии рождается истина. Главное сегодня - занимать гражданскую позицию, не прятать голову в песок, а открыто и гласно обсуждать назревшие проблемы. Мы в ответе за то, что происходит в районе и области, и нам самим придется искать пути выхода из кризиса. Никто за нас это не сделает. Поэтому чем быстрей мы это осознаем и извлечем должные уроки, тем с меньшими потерями выйдем из кризиса, чтобы затем наверстать упущенное и двигаться дальше.
Записал Николай МИРОНЕНКО, "Волга" №14, 04.02.09