Таблица умножения. Рост нефтедоходов никак не сказывается на уровне жизни простых россиян. Почему?
Если вы произведете простые арифметические действия на уровне таблицы умножения, то легко убедитесь: бюджет текущего 2017 года никак не может быть хилым. Запланированные (прогнозируемые экономистами) 40 долларов за баррель, к счастью, оказались ошибкой. Стоимость продаваемой нефти во втором полугодии превысила даже 60 долларов – поднявшись на 30 процентов. Поскольку нефтедоллары – один из основных источников наполнения федерального бюджета, то государственная копилка должна основательно потяжелеть. А дефицит сменится профицитом. И все это, по логике вещей, ослабит разрушительное влияние затяжного экономического кризиса на жизнь миллионов обычных россиян, скатившихся уже за черту бедности.

Простые действия из школьной таблицы умножения, никакой высшей математики. И выводы – на уровне среднего образования. Но что-то тут не сходится. Нефтяные сверхдоходы наполнили бюджет, а заметных перемен к лучшему как не было, так и нет. Почему?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним и другие денежные потоки, поступившие в этом году в государственный бюджет страны. Назовем наиболее крупные прибавки к бюджету, не считая «мелких» – резко повышенный налог на недвижимость, на продажу собственности, налог на мусор и крепкие вина, и прочих поборов и сборов.

Прежде всего, – это миллиарды от увеличения акцизов на бензин и топливо. Чтобы не будоражить автомобильную общественность, было обещано взамен повышения акцизов уменьшить или вообще отменить транспортный налог. Акцизы выросли, транспортный налог остался. Цены в магазинах сразу поползли вверх (повышение цены на топливо, как известно, с этим тесно связано).

Добавили сборы на капремонт, отчего содержать квартиры стало ещё труднее.

Повысили утилизационный сбор на новые автомобили – потекли миллионы в бюджетный кошелек. А поскольку заводов по утилизации в России пока нет, гнить и ржаветь отслужившему автохламу придется на тех же просторах страны – в глухих переулках городов и сел.

И это, повторюсь, только часть действующих налогов и сборов, которые оперативно наштамповало правительство правящей партии. Все эти значительные поступления и нефтяные сверхдоходы (сверх – это больше запланированных 40 долларов за баррель) и должны были заполнить бюджет до безбедного развития государства. Должны. Но почему то не заметно улучшение жизни его граждан? И опять необходимо уточнить, каких именно граждан? Если речь о гражданах-депутатах, гражданах-чиновниках, то изменения произошли.

Прежде всего, они произошли у народных избранников. Увеличение среднего заработка депутатов по фракциям за последние шесть лет составило 30 процентов. Как ни странно (хотя, что тут странного), лидируют коммунисты. У них средний подушевой доход за шесть лет подрос с 10 млн. рублей до 13 миллионов. У ЛДПР – скромнее с 9,6 млн. до 10, 7 миллиона рублей. Зато лично у сокола партии рост доходов побил все рекорды Думы. С 5,3 млн. рублей в 2015 году он подскочил до 79 миллионов в прошлом. Верные соратники партии тут же поспешили объяснить: «Председатель партии увеличил свои доходы за счёт продажи недвижимости…».
Как говорил мудрый кот из популярного мультфильма, прежде чем что-то ненужное продать, надо что-то ненужное купить. Откуда труженики Госдумы извлекают столько ненужной личной собственности, просидев в парламенте более 20 лет? Учитывая, что любая коммерческая деятельность депутатам запрещена. Бог послал?
Так что часть населения страны (в том числе чиновники-начальники) повышение цены на нефть, все-таки ощутила. И с удвоенной энергией стала убаюкивать оставшееся большинство электората рассказами об их предстоящем «светлом будущем».

Несколько недель, например, мусолили слухи о грядущей не сегодня-завтра выплате нефтяной ренты в 10 тысяч рублей каждому россиянину ежемесячно. И это не болтовня в подворотне, а официальное заявителя видных депутатов в Госдуме.

Появляются даже законопроекты с предложением засчитывать в страховой стаж годы, во время которых граждане проходили обучение в средних или высших учебных заведениях. Или еще предлагают «изменить возврат двухскоростного повышении стабильной выплаты к страховой пенсии, выплачиваемой по старости» (честно говоря, не совсем понимаю, о чем тут речь, если со страховой частью продолжается полная неразбериха). Неважно, что все это не очень понятно. Главное, что у всех на слуху – депутаты беспокоятся, думают об избирателях. И стараются, пытаются, напрягаются. А если не получилось… Что тут поделать, кризис помешал.

Та же участь, уверен, постигнет и еще один обещанный пряник для пенсионеров к Новому году – так называемая тринадцатая пенсия. Сначала хотели выплачивать ее ветеранам труда, кому 80 лет и старше. Затем, видимо, посчитали, что таких осталось совсем мало и снизили возраст до 70 лет. Но таких, наверное, еще многовато будет. И разговор о тринадцатой пенсии пошел на убыль.

Я понимаю, что считать не свои деньги в чужих карманах – очень неприлично. Но ведь зарплаты депутатов и чиновников, которые они себе назначают – всем известно – из казённого (то есть нашего общего кармана) бюджета. Надо же и меру знать. Хотя бы такую, как у заморских капиталистов и тамошних госчиновников. Потолок жалования любого госслужащего в цивилизованном государстве не превышает 5-6 кратного размера средней заработной платы по стране. У нас официальный разрыв в 20 раз и выше, в отдельных случаях доходят до тысячи!
Говорить о справедливости, совести и скромности тут, мне кажется, уже бесполезно. Партия и её правительство озабочено чем-то совсем другим и такие морально-нравственные понятия их совершенно не волнуют.
На днях принят бюджет на 2018 год. Он опять с огромным дефицитом – 1, 27 триллиона рублей. Прогнозируемая цена на нефть снова – 43,8 доллара за баррель, хотя реальная средняя цена текущего года не опускается ниже 55 долларов за баррель. Откуда дефицит и зачем при падающем уровне жизни? И куда подевались сверхплановые миллиарды? Мыло мочало – начинай сначала. А может депутаты и чиновники правящей партии и ее правительства думают, что только они хорошо освоили таблицу умножения?
Вот кто мне ответит без лишних эмоций: зачем беглому президенту Украины Януковичу был нужен батон из чистого золота, а бывшему министру Улюкаеву недвижимость на 500 млн. рублей? Для чего? Собрались жить 200 лет?
Домик у теплого моря, прогулочный катер, сад-виноградник – еще как-то можно понять эти человеческие мечты – слабости. Но несуразный золотой батон, унитаз из драгметалла или десять квартир, это, по-моему, уже из области психиатрии. Люди, дорвавшиеся до халявных денег, буквально сходят с ума от непреодолимого влечения к роскоши напоказ. Что особенно уродливо смотрится на фоне нищающего большинства. И это больше всего унижает и раздражает людей. Ни о каком даже маломальском уважении и речи тут быть не может. Ополоумевшие от свалившегося на них внезапного сказочного богатства нувориши не чувствуют нарастающего опасного имущественного неравенства. Они демонстративно кичатся сверхбогатсвом, порождая ненависть и злобу. Такая вот получается таблица уважения.

Про унижение бедностью правильные слова говорил на недавнем Общероссийском гражданском форуме (ОГФ) «Будущее России: федерация, регионы, города» и Алексей Кудрин – «можно о чем угодно нам говорить, но конечной целью стратегии является благосостояние населения» – подчеркнул он в своем выступлении. А потом бывший министр финансов России добавил, что «сегодняшний уровень бедности населения является "позором", учитывая уровень ВВП и доходы государства».

Жаль, что наши бывшие высокопоставленные чиновники прозревают уже после своей отставки.

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 49 (759), 2017 г.